USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Про «Урок цифры» и обращение к Бастрыкину

Светлана ФРОЛОВА
Школьники познакомились с IT-профессиями в метеорологии, узнали, как составляется прогноз погоды, как происходят измерение, анализ и прогнозирование атмосферных явлений с помощью передовых технологий. Фото: Светлана Фролова
Школьники познакомились с IT-профессиями в метеорологии, узнали, как составляется прогноз погоды, как происходят измерение, анализ и прогнозирование атмосферных явлений с помощью передовых технологий. Фото: Светлана Фролова

Как новые технологии внедряются в образовательную среду и почему зарубежные электронные сервисы переименовывают российские школы

Почему снег хрустит под ногами, чем облако отличается от тучи и что такое гром — все это робот теперь может объяснить значительно лучше, чем человек. Искусственный интеллект научил новосибирских школьников предсказывать погоду.

Традиционный «Урок цифры» в одном из лицеев Новосибирска посвятили погоде. Точнее, эксперты «Яндекса», представители минцифры и минобра региона с помощью компьютерной программы продемонстрировали, как ее можно использовать в обучении.

Инженеры и цифровые технологии

Итак, в «Яндексе» за прогноз погоды отвечает отдельный сервис, которым многие из нас пользуются. Представитель компании рассказал, как составляется прогноз. Вроде ничего нового: специалисты сервиса тоже полагаются на наблюдения. Но современные возможности позволяют собирать гораздо больше информации, чему способствует слаженная и непростая работа инженеров, аналитиков, программистов, метеорологов, их взаимодействие с умными технологиями. На уроке ученики познакомились со всеми этими профессиями. Детям рассказали, как работает метеоролог, как ему может помочь программист.

— Для того чтобы проверить собранные данные, лучше всего подходит искусственный интеллект. Он вычисляет закономерности в ошибках метеорологических моделей, запоминает их, исправляет и учитывает их для дальнейшей корректировки, — комментирует специалист «Яндекса». — Только в этом случае мы сможем узнать, какой погода будет с наибольшей долей вероятности. Кроме того, повлиять на точность прогноза погоды может каждый из нас с вами. Поэтому, когда вы смотрите погоду в Яндексе, вас спрашивают: соответствует ли опубликованному прогнозу то, что вы видите в реальности? Так вы тоже обучаете искусственный интеллект.

Напомним, «Урок цифры» — образовательно-просветительский проект, инициированный Министерством просвещения РФ и Министерством цифрового развития РФ с 2018 года. Нынче региональные министерства — цифрового развития и связи, а также образования — организовали для учащихся инженерных классов лицея № 136 имени Героя Российской Федерации Романа Викторовича Сидорова цифровой урок по теме «Технологии, которые предсказывают погоду».

— Контент, то есть само содержание этого урока, готовят крупные IT-компании, — пояснил замминистра образования Новосибирской области Владимир Щукин. — Например, этот урок готовился специалистами «Яндекса». Они представляют свои продукты, новейшие разработки, которые прочно вошли в нашу жизнь. Школьная программа меняется не так быстро, как жизнь, — ежедневно вокруг нас появляются новые продукты, приложения. Поэтому ребятам вдвойне интересно посещать подобные занятия. Они узнают, как устроен сегодняшний мир, какие специалисты работают над созданием сервисов, какие технологии используют метеорологи, чтобы прогноз был точным и правильным.

Где, что, когда

Тут интересно уточнить, в каждой ли школе может проводиться «Урок цифры»?

— Лицей № 136 участвует в программе «Урока цифры» не первый год, но, по сути, это могла быть любая организация, участвующая в этом проекте, — комментирует чиновник. — Акция эта необязательная, добровольная. Но по той реакции, которую мы получаем, в каждом таком уроке сейчас участвуют примерно 45–50 процентов школ региона. Всего же школ у нас сейчас 963.

По словам Владимира Щукина, сейчас существует общероссийский портал, который так и называется — «Урок цифры». Здесь легко можно найти расписание тем, видеоролики для показа на занятиях. Все это можно сделать самостоятельно.

— Причем весь контент готовится с учетом возраста детей: есть для начальных классов, для средних и для старших. И любая школа может выбрать тему, которая им более интересна и, конечно, интересна ребятам, — уточнил Владимир Щукин.

Взять интеллект в свои руки

Совсем недавно дополненная реальность была просто проекцией. Теперь же фигурами дополненной реальности уже можно манипулировать — управлять ими с помощью рук, как в фильме из девяностых «Газонокосильщик». Как отмечают аналитики, внедрение искусственного интеллекта сейчас приводит к исчезновению одних профессий и появлению новых. И этот процесс идет семимильными шагами. Поэтому современным школьникам тем более нужно быть к этому готовыми.

004-10-02_M.jpg

Фото: Светлана Фролова

Руководитель Центра цифровой трансформации Новосибирской области Евгений Попантонопуло уверен, что все современные технологии, в том числе даже такие общеупотребимые, как социальные сети, нацелены на данные. Об этом в начале урока он рассказал учащимся. В частности, о технологиях искусственного интеллекта, которые помогают в разных сферах жизни: записывают к врачу, распознают правонарушителей на городских улицах, мониторят леса на предмет пожаров, управляют автомобилями без водителей.

— Эти данные используются либо для анализа, либо для выработки других данных, — уточнил Евгений Попантонопуло. — И, по сути, они используются для принятия автоматического решения либо когда решение на основе этих данных принимает человек. Вне зависимости от того, погода это или, например, навигатор, необходимо эти данные собрать и как-то их обработать. Конечно, нужны специалисты, аналитики больших данных (простыми словами, Big Data — это инструменты и способы обработки большого количества структурированной и не очень информации — Прим. авт.). Но в разных специальностях есть разные методики и подходы. И нельзя сказать, что программист, обученный работать с графикой, будет хорошим специалистом и в искусственном интеллекте. Конечно, нет.

Навигаторы и перспективы

Если говорить про Новосибирскую область, у нас уже есть большие перспективы по развитию искусственного интеллекта.

— Только за прошлый год в регионе было апробировано несколько технологий — это и обработка космоснимков, и работа с транспортной инфраструктурой; действует центр, который способен анализировать видео, в рамках проекта «Безопасный город», — комментирует Евгений Попантонопуло. — На следующий год у нас тоже большие планы по внедрению технологий на базе искусственного интеллекта и больших данных. В общем, сейчас все технологии, работающие с большими данными, нуждаются в механизмах, которые будут анализироваться на базе искусственного интеллекта.

Простой пример для горожан: многие из нас пользуются навигатором.

— Так вот, когда мы им пользуемся, он анализирует данные прошлых лет, текущую ситуацию. Это и есть искусственный интеллект, — объясняет Евгений Попантонопуло. — Из этой же области — голосовые помощники. Что касается прогноза погоды, он создается с помощью анализа огромного потока информации. Конечно, что-то делает человек, но какие-то данные так или иначе корректирует искусственный интеллект.

По словам представителей министерств, основная задача таких уроков — профессиональная ориентация и развитие кругозора школьников.

— Тот, кто сегодня прослушает лекцию, конечно, не станет в одночасье специалистом. Зато он узнает, как происходит обработка этих данных. Возможно, кто-то заинтересуется, поймет, что каких-то навыков ему не хватает, и это делается, во-первых, для расширения кругозора. А у кого-то загорится искорка, и он постарается ее в процессе развить. Возможно, для кого-то этот урок станет стартом будущей карьеры бизнес-аналитика, аналитика больших данных или разработчика в сфере искусственного интеллекта. Я считаю, что профориентация должна начинаться в средней школе, поскольку в этом возрасте у детей уже есть какие-то интересы и предпочтения, — резюмирует Евгений Попантонопуло.

Не гуглите, да негуглимы будете

Когда мы шли на урок и уточняли маршрут до лицея в навигаторе, поисковик Гугл внезапно выдал странное: по версии программы, по улице Космической, 10 в Новосибирске располагается лицей № 136 имени… Смачной беброчки.

При более детальном изучении «обновленной версии» карты Гугл в областном центре обнаружилось, что в Новосибирске появилось множество школ с присвоенными им странными именами. Мы пошли дальше и стали смотреть всю Россию. «Обновление» практически тотальное: российские школы внезапно стали носить «почетные» названия в честь Егора Крида, Джотаро Куджо (это такой герой анимэ), Шлёпы и даже Андрея Петрова (есть такой бьюти-блогер, который одевается как девочка). На самом деле эти школы носят имена героев России и Советского Союза. В иностранном цифровом навигаторе, который предустановлен, к слову, во всех корейских, американских, тайваньских смартфонах — самых популярных у россиян, названия объектов на карте нашей страны стали стремительно меняться. И меняться на оскорбительные варианты. Как, например, упомянутая нами «беброчка».

004-10-03.jpg

Прокомментировать это «открытие» мы попросили одного из наших собеседников на «Уроке цифры».

— Здесь системная ошибка. Во-первых, вы зачем-то используете Гугл-навигатор, — объясняет Евгений Попантонопуло. — Во-вторых, вы используете поисковую систему тоже Гугл, хотя есть прекрасные российские аналоги, которые использовать значительно безопасней. Вот вам простой пример, что все-таки надо переходить на отечественные разработки. Государство само заинтересовано максимально продвигать наши отечественные продукты для того, чтобы произвести импортозамещение. Как это можно сделать технически? Например, есть какая-то база адресов. Вот этот адрес, который вы показали сейчас, он берется из каких-то открытых источников. То есть если в каком-то открытом источнике произвести замену, то поисковая система подтягивает описание объекта. И кто-то это сделал.

Мы направили обращение со скринами в адрес главы Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина (номер обращения 998402) с просьбой дать оценку действиям лиц и компании, распространяющих недостоверную и оскорбительную массовую информацию на русском языке среди пользователей навигатора на территории РФ.

Тренд этот — переименовывать во что попало объекты в России — наметился еще в 2018 году. Моду ввели тиктокеры и даже выложили инструкцию, как внести изменения в названия. Предлагали и варианты наиболее вызывающих переименований. В 2021-м на запрос наших коллег из Казани в компании «Гугл» ответили, что любой желающий вправе вмешиваться в топонимику электронных карт... Мы проверили: ничего подобного, вернуть лицею историческое имя вместо «Смачной беброчки» не удалось. Бот в чате просто поблагодарил нас за предложение. А вообще, очень удобно обвинить в пакостях несовершеннолетних детей и умыть руки, мол, разбирайтесь со своими хулиганчиками сами. Вот только даже если это дело рук подростков, придумали эту «игру в названия» явно взрослые люди, преследующие вполне понятные цели. Или мы сгущаем краски?