Сценарий — консервативный, бюджет — социальный
В будущем году прогнозируется небольшой рост основных экономических показателей, но цены будут опережать
Бюджет-2023, сверстанный на основе прогноза социально-экономического развития на последующие три года, после внесения всех правок и замечаний обсудят на ноябрьской парламентской сессии — такое решение принял бюджетный комитет Законодательного собрания.
С прогнозом социально-экономического развития региона на 2023 и последующие два года депутатов ознакомил заместитель министра экономического развития Новосибирской области Виталий Шовтак. По его словам, прогноз составлялся с учетом макроэкономических показателей. А их значения откровенно не радуют: экономическое развитие во всем мире замедляется. Судя по всему, мы находимся на пороге серьезного экономического кризиса. Исходя из этого, приоритетами в экономической политике на ближайшие годы являются развитие транспортно-логистических коридоров, импортозамещение, обеспечение технологического суверенитета, цифровизация, стимуляция инвестиционной активности, а также развитие финансового рынка.
Придётся затянуть пояса
Стоит отметить, что даже в «ковидные» 2020–2021 годы экономические показатели Новосибирской области росли быстрее, чем в среднем по стране. Особенно это касается таких отраслей, как промышленное производство, сельское хозяйство, инвестиции в основной капитал, розничная торговля. О показателях нынешнего года говорить сложно — он еще не закончился. Тем не менее по результатам девяти месяцев регион несколько опережает страну. Вот только по зарплатам мы отстаем: средняя заработная плата в регионе за январь — август 2022 года по области составила 49 814 рублей, по России — 61 781 рубль.
— В соответствии с прогнозом в 2023 году темп роста промышленного производства ожидается в размере 102,3 процента, сельского хозяйства — 101,9, платных услуг — 102,4 процента, заработной платы — 99,4 процента, — сообщил Виталий Шовтак. — Валовой региональный продукт ожидается на уровне 100,8 процента, инвестиции в основной капитал составят 100,5 процента, оборот розничной торговли — 100 процентов. Трехлетние показатели в значительной части выше, чем планируются по стране в целом.
То есть согласно прогнозу рост в экономике все же будет, хоть и не такой бурный, как в прежние годы. Это, безусловно, хорошо. Но есть и плохие новости: в соответствии с тем же прогнозом ожидается рост индекса потребительских цен на 18 процентов, в то время как реальные заработные платы увеличатся лишь на 4,7 процента. Как ни крути, а судя по всему, всем придется потуже затянуть пояса.
Смена приоритетов
— Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области предусматривает три сценария: консервативный, целевой и инновационный. По какому из них составлен прогноз? — задал вопрос депутат Законодательного собрания Николай Машкарин.
Виталий Шовтак ответил, что по консервативному. Действительно, даже целевой сценарий развития предусматривает ориентацию на внешние рынки, о чем сегодня говорить сложно. По словам замминистра, оснований полагать, что внешнеэкономическая мировая и российская конъюнктура будет положительной, у нас нет.
— Несмотря на выгодное географическое положение региона, оборот оптовой торговли здесь ниже среднего показателя по России. Может ли такое быть из-за того, что в этой сфере работает много предпринимателей, которые зарегистрированы в других регионах, где налоговые ставки ниже? — предположил депутат Сергей Кальченко.
Заместитель министра заметил, что, скорее всего, это связано с тем, что сегодня крупные транспортно-логистические узлы появляются и в других регионах Сибири и Дальнего Востока, потихоньку отнимая у Новосибирска пальму первенства.
В свою очередь, заместитель председателя Законодательного собрания Ирина Диденко поинтересовалась, находит ли отражение в прогнозных документах задача, поставленная на федеральном уровне, о структурном изменении экономики. По ее словам, разработанная в 2018 году стратегия развития области была нацелена на рост платных услуг, там же декларировалось, что Россия и регион — часть мировой экономики, чего сейчас нет. Виталий Шовтак ответил на это, что правительство региона делает все, чтобы развивать промышленность и привлекать инвестиции. Но, увы, возможности областного бюджета в этом смысле крайне ограничены, тут необходимы решения на федеральном уровне.
А как на селе?
— Новосибирская область занимает лидирующее место в стране по участию в программе комплексного развития сельских территорий. Но, насколько знаю по своему округу, фермерам и предпринимателям очень сложно получить субсидии: нет знаний и опыта в подготовке документов. Как решается эта проблема? — спросил первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панфёров.
На вопрос первого вице-спикера ответил заместитель председателя правительства — министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко. По его словам, министерство, хоть это и не входит в его полномочия, специально обучило сотрудников органов местного самоуправления в районах помогать предпринимателям в оформлении документов на получение господдержки. Другой вопрос, что далеко не все хотят этим заниматься.
Точный прогноз — к концу ноября
Основной темой на заседании бюджетного комитета Заксобрания стало обсуждение бюджета на следующий год. До этого главный финансовый документ региона рассмотрели на заседании всех комитетов регионального парламента, а также на публичных слушаниях, о чем «Советская Сибирь» рассказывала своим читателям. Напомним, на 2023 год доходы областного бюджета запланированы в сумме 243 миллиарда 931,8 миллиона рублей, расходы — в сумме 277 миллиардов 669,6 миллиона рублей, дефицит — в размере 33 миллиарда 737,8 миллиона рублей. По словам заместителя председателя правительства — министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко, благодаря высокой динамике роста собственных доходов 2021 и 2022 годы прошли без увеличения собственного долга. Заимствования были за счет бюджетных кредитов. Этот запас прочности позволил сформировать бюджет 2023 года с предельным дефицитом.
Несмотря на то, что бюджет будущего года активно уже обсуждался, у членов профильного комитета все же возникли вопросы. Андрея Панфёрова, например, интересовала судьба наказов избирателей, многие из которых кочуют не то что из года в год, а из созыва в созыв. Также первый вице-спикер задал вопрос про ремонт сельских школ — заложены ли на эти цели деньги в бюджете?
— К концу недели планируется получить поправки в федеральный бюджет ко второму чтению, чтобы сверить ресурсы для обеспечения условий софинансирования, а ближе к концу ноября будет прогноз по исполнению собственных доходов бюджета 2022 года. По плану динамика 120 процентов, а по факту — 127. Мы хотим к концу ноября зафиксировать эту цифру и реализовать ее, откликаясь на приоритетные моменты, которые отражены в наказах избирателей, — ответил Виталий Голубенко.
Первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков дополнил, что традиционно между первым и вторым чтениями бюджета собирается комиссия с участием глав районов, депутатов и министров, где в обязательном порядке рассматривается каждый наказ.
— В целом бюджет социально направленный. Более 50 миллиардов рублей заложено на социальные обязательства Новосибирской области. Если говорить о бюджете развития, здесь, конечно, больших ожиданий быть не должно. Будем прежде всего завершать начатые объекты. Но говорить, что появится много новых объектов, нельзя. Экономическая ситуация и в стране в целом, и в регионе оставляет желать много лучшего. Но, повторяюсь, социальные обязательства будут выполнены полностью, — подвел итог председатель комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев.
Комитет рекомендовал вынести проект закона об областном бюджете на предстоящий период на рассмотрение ноябрьской сессии.