Когда накопили достаточно опыта
Как улучшить знания детей по биологии и вывести школу на качественно новый уровень?
Юные сибиряки учатся управлять ростом растений. Для этого придумали не только высокотехнологичное оборудование, но и специальные образовательные проекты. Если быть точнее, то обучают наставников и преподавателей, чтобы они полученными знаниями затем делились с ребятами.
Одним из самых популярных событий всероссийского фестиваля NAUKA 0+, организатором которого в регионе при поддержке Сибирского отделения Российской академии наук выступило правительство Новосибирской области, стала выставка научных достижений на площадке Государственной публичной научно-технической библиотеки.
Среди экспонатов большое внимание публики привлекли установки для проведения экспериментов по выращиванию растений. Программно-аппаратный комплекс «Гровд лардж» (GROWED LARGE, в переводе с англ. «вырос большой» — Прим. ред.) позволяет выращивать любые низкорослые растения без использования почвы. Причем есть возможность сохранять информацию о параметрах процесса и для дальнейшей обработки передавать ее на внешние устройства. Комплекс разделен на три секции, и каждая позволяет независимо от двух других контролировать освещение, аэрацию, три системы полива, влажность и циркуляцию воздуха. Выращивание в регулируемых условиях позволяет раскрыть генетический потенциал растений, управлять вкусом и составом фитокомпонентов.
Программно-аппаратный комплекс и набор для выращивания растений созданы в тесном взаимодействии с Институтом почвоведения и агрохимии СО РАН. Фото: Андрей Заржецкий
Набор «Гровд мини» (GROWED MINI, в переводе с англ. «вырос маленький» — Прим. ред.) представляет собой гидропонную установку. Базовые инструменты, из которых он состоит, — емкости, аэратор, лампа, штатив, субстрат, горшочки, семена, — также позволяют выращивать растения в искусственно созданных условиях. Почва тоже не нужна. Набор пригодится для проведения лабораторных работ в сфере точных и естественно-научных дисциплин, для создания систем тестовых растений в целях изучения биохимических и экологических процессов. Есть возможность вести мониторинг и регулировать такие параметры роста, как освещенность и влажность.
С 2021 года эффективность набора по всей стране проверяют сразу 20 экспертных команд. Апробация идет по линии совместной с Фондом «Образование» программы подготовки наставников научно-исследовательских проектов в направлении «Биоинженерные технологии».
Гидропонная установка проста в применении. Управлять ею способен 10-летний ребенок, ставить опыты можно даже в домашних условиях. Использовать на дому возможно и программно-аппаратный комплекс, но он немного сложнее и предназначен для применения ребятами в возрасте от 12 лет и старше.
— Наша команда вышла из вертикального фермерства, — рассказал руководитель компании «ЭДГРИН» Алексей Старостин. — Мы занимались промышленными вертикальными фермами, но решили освоить сегмент образовательных проектов и в конце 2021 года учредили свою компанию. Создали несколько установок различной степени сложности. Малые уже активно поставляем по России, большие пока приобретают научные институты и вузы, в том числе московские. Стараемся развиваться в этой сфере, потому что накопили достаточно опыта, располагаем необходимым перечнем компетенций именно по выращиванию растений. И, конечно, нам просто нравится работать с детьми.
КСТАТИ
Современные образовательные программы по выращиванию растений являются междисциплинарными, так как включают сведения не только по биологии, но и по химии, физике, инженерии. Примечательно, что в Новосибирской области чаще всего интересуются курсами по сити-фермерству.
Поставщик установок намерен наладить тесное сотрудничество с образовательными организациями
— Мы являемся экспертами детского образовательного центра «Сириус» и конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», активно сотрудничаем с гимназиями в Новосибирске. Мы не просто продаем, а плотно заходим в сферу образования, потому что без преувеличения можно говорить о том, что смогли собрать лучшую команду по гидропонному выращиванию в России, — отметил Алексей Старостин в беседе с газетой «Советская Сибирь».
Экспертную часть работы он доверяет ученым, сам занимается продвижением продукции и поиском деловых партнеров.
— Рынок образования очень сложный, — прокомментировал Алексей Старостин. — Я не могу напрямую предложить продукцию директору школы. Сначала я должен объяснить учителю биологии, зачем ему это нужно, чтобы потом либо он, либо мы вместе пошли к директору и рассказали, почему ему выгодно потратить средства на приобретение такой установки. Во многом именно поэтому за советом мы обратились в Фонд «Образование».
Эта некоммерческая организация, которую десять лет назад учредили НГУ и Технопарк новосибирского Академгородка, поддерживает инициативы, направленные на развитие одаренности школьников в естественно-научной и научно-технической сфере. Тут считают, что таким образом можно формировать кадровые ресурсы и потенциал управления развитием региона. В настоящее время Фонд «Поддержка проектов в области образования» при содействии министерства образования Новосибирской области культивирует наставничество в научно-исследовательской деятельности школьников.
— Мы помогаем школе осознать, что можно выйти на какую-то внебюджетную деятельность и попытаться встроиться в региональные программы, — объяснила директор фонда Майя Гичгелдиева. — Помимо Новосибирской области, по данному направлению установили контакт с 54 российскими регионами. С одной стороны, как некоммерческая организация самостоятельно ищем источники денежных поступлений, а с другой, помогаем школе организовать собственную систему финансирования подобных вещей.
СПРАВКА
Проект по созданию оборудования для экспериментов по выращиванию растений реализован благодаря Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям). В конце 2021 года компании-разработчику предоставили грант «Старт-1» в размере трех миллионов рублей. В 2022 году эта мера федеральной господдержки увеличена еще на миллион рублей.