Торговля: новые вызовы и прогнозы
Последние полтора-два года существенно изменили ассортимент на прилавках — родного российского товара стало в два-три раза больше
Розничная торговля справилась с вызовами текущих лет. Полки магазинов не пустуют, дефицита не наблюдается, развиваются малые формы бизнеса, вертикальная интеграция, и крепнут связи с отечественным товаропроизводителем. Позитивные тренды налицо. А как же инфляция? Что за богатой витриной в торговом ряду, какие прогнозы? Ответы на эти вопросы отчасти прозвучали на бизнес-форуме «Дни ритейла в Сибири» в Новосибирске.
На минувшей неделе форум собрал на одной площадке ритейл и производителей продуктов питания, напитков, оборудования, упаковки и ингредиентов для пищевой промышленности. Участники события смогли не только продемонстрировать свою продукцию широкой аудитории, но и наладить прямые контакты между собой.
Организаторами Дней ритейла выступили Министерство промышленности и торговли России, Российская ассоциация экспертов рынка ритейла, правительство и министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
Местные наступают
Программа форума включала в себя выставку «Сибирская продовольственная неделя», а также более 50 сессий: все о состоянии пищевой промышленности за Уралом, анализ спроса на местных рынках, проблемы отрасли и пути их решения, экспертные оценки.
Одним из ключевых событий стало пленарное заседание «Потребительский рынок в условиях неопределенности. Обеспечение товарной безопасности региона». По мнению модератора — заместителя министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максима Останина, розничная торговля региона хоть и пережила непростые времена, но в целом справилась с вызовами, возникшими в последние годы. Так, например, если до пандемии коронавируса доля товаров новосибирских производителей в торговых сетях едва достигала 20–25 процентов, то теперь она в среднем составляет 65 процентов, а по некоторым товарным группам — до 80–90 процентов.
Берут дешёвое
Действительно, несмотря на все мрачные прогнозы, полки магазинов не опустели, продуктов и товаров всем хватает. Однако структура потребления с марта все же изменилась.
Как рассказала руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ Мария Гаранина, сегодня в сибирских регионах на фоне повышенной инфляции идет снижение покупательского спроса со стороны населения, и торговле приходится под это подстраиваться. Тем не менее к августу-сентябрю рынок Сибири восстановил свое докризисное потребление, причем положительный вклад в этот процесс вносили и вносят дискаунтеры и мини-маркеты — именно в этом сегменте наблюдается динамика. Ассортимент в розничной торговле меняется, смещаясь в сторону местных производителей, причем в Сибири в больших объемах, чем в целом по стране. Иными словами, сибиряки сегодня предпочитают покупать недорогие местные продукты питания и товары первой необходимости, что, в общем-то, вполне объяснимо.
— Рецепт идеального магазина сегодня выглядит так: с одной стороны, надо обеспечивать потребности в базовых продуктах, таких как сахар, хлеб, молочная продукция, мясо. А с другой стороны, нужно «ловить волну» в растущих сегодня сегментах, таких как кондитерские изделия или алкоголь, — считает Мария Гаранина.
Судя по растущему сегменту, стресс мы по-прежнему заедаем и запиваем, причем в большем объеме. Если для бизнеса это сигнал подстроиться, то для потребителя — пересмотреть варианты соблюдения психологического баланса. Это тоже про торговлю, только касается рынка фармпрепаратов. Антидепрессанты сильно подскочили в цене. Но это другая тема для публикации.
Помощь государства: нужна или нет?
Сегодня «на коне» те торговые сети, которые не просто продают, но и имеют собственные распределительные центры с глубокой переработкой продуктов, например мяса и рыбы, считает директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе. Весьма перспективное направление — проекты кооперации, которые дают возможность локальным производителям продуктов выходить за рамки своего региона.
— В идеале ритейл и органы государственной власти должны быть единой командой, обеспечивающей продовольственную безопасность региона, — подчеркивает Иван Бабухадзе. — Мы тесно работаем с профильным министерством, например, сейчас прорабатывается вопрос снижения ставки эквайринга, который крайне важен для розничной торговли. Другой, не менее важный вопрос — частичная мобилизация. Есть сотрудники, которые обеспечивают работу компании. А предприятия розничной торговли обязательно должны работать, особенно в отдаленных районах страны.
Новосибирский ритейлер, собственник торгового дома и сетей «Низкоцен» и «Победа» Виктор Шкуренко не согласен с этой точкой зрения. Он считает, что бизнес в сложившейся ситуации прекрасно справится и сам, лишь бы ему не мешали. Так, например, в девяностые годы «челноки» завалили страну дешевыми импортными продуктами и ширпотребом, буквально в одночасье ликвидировав товарный дефицит.
— Роль государства сегодня состоит в том, чтобы свое-временно оказывать социальную финансовую поддержку тем, кому она положена. Получив выплаты, люди сами придут к нам и все купят, — считает Виктор Шкуренко. — Мы для себя выбор сделали — будем инвестировать в свою страну. При этом я не думаю, что наши производители сегодня сумеют полноценно заместить ушедшие с рынка западные бренды. Сейчас они идут за потребителем, стараясь производить простой продукт, но эта ситуация не будет вечной, и эмоциональную составляющую придется возвращать. Однако сегодня растет низкоценовой сегмент, и бизнесу приходится с этим мириться.
КОММЕНТАРИИ
Сергей Сёмка, заместитель губернатора Новосибирской области:
— Мы всегда открыты для диалога и готовы рассматривать любые инициативы, если они просчитаны и экономически обоснованы. Сегодня у нас уже работают: компенсация затрат при доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, расположенные дальше, чем в 11 километрах от райцентров, поддержка инвестпроектов в виде компенсации затрат на капитальные вложения — до 25 процентов. А также многочисленные нефинансовые меры поддержки: сохранение нестационарных объектов торговли, развитие торговых сетей, распределительных центров и нашего промышленно-логистического парка.
Андрей Гончаров, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— Мы стараемся работать с бизнесом напрямую, максимально убирая все административные барьеры. Этот опыт мы получили еще во время пандемии, стараясь максимально быстро решать возникающие проблемы — стоит вспомнить хотя бы ситуацию с ажиотажным спросом на гречневую крупу, сахар и туалетную бумагу. Возможности новосибирских предприятий таковы, чтобы обеспечить продовольственную безопасность области. Последовательная политика, проводимая руководством региона в отношении агропромышленной отрасли в последние годы, привела к тому, что сегодня Новосибирская область является мощным сельскохозяйственным регионом, который не только полностью обес-печивает себя, но и экспортирует продовольствие.
Сегодня наши производители имеют уникальный шанс зайти на ранее недоступные для них рынки. Но следует помнить, что перед этим необходимо провести анализ, оценить существующие риски. Хочу особо подчеркнуть, что наше министерство всегда открыто для общения, для различных предложений, мы готовы оказать помощь и поддержку, не только финансовую, но и консультационную, информационную и другую. Ритейл сейчас находится в непростой ситуации, приходится заводить новые контакты, и в этом мы тоже всегда готовы помочь.