Мост, который всегда с нами
Так уж случилось, что я, уроженец степного Алтая, родился в год учреждения Новосибирской области и стал ее ровесником. А с годами у меня завязались с этим краем на Оби самые кровные и любезные отношения.
Окончив факультет журналистики КазГУ в Алма-Ате, я пять лет работал разъездным корреспондентом боевой газеты «Молодой целинник», что выпускалась в русскоязычном Целинном крае. Да, «МЦ» была одним из лучших молодежных изданий, но позже край был расформирован, а «Молодёжка» и другие краевые газеты закрыты.
Вопрос, куда поехать жить и работать, для меня не стоял. Только в Сибирь! Я и раньше намеревался это сделать. С направлением ЦК комсомола переехал с женой в Новосибирск. Являясь корреспондентом «Молодости Сибири», а затем «Советской Сибири», я находил замечательных героев и на хлебной ниве, и среди васюганских нефтеразведчиков, и особо любимых мною таежных промысловиков. В своей работе я нередко пользовался нелегким,
но плодотворным методом: менял профессию на ту, что чем-либо заинтересовала. На целине в одну из посевных управлялся на четырех сеялках, ходил в поле с геологами СНИИГГиМСа, строил фермы в селах Большеникольском и Шарчино и даже вручную красил железнодорожный мост, давший начало Новониколаевску — Новосибирску.
Это были незабываемые впечатления. Груженый состав еще на подходе, а ферма моста, на которой стоишь, уже гудит и подрагивает от ритмичных стыковых толчков. Шум все нарастает, и вот замелькало, загрохотало... Только здесь, посреди этого гула, качки, треска и глухого напева рельсов, по которым ударяют и ударяют многотонные смычки колес, воочию убеждаешься, как тяжко и много работает мост, какие Гималаи грузов перенес он на своих плечах за более чем вековую службу на Транссибе.
Страница «Советской Сибири» от 5 августа 1984 года с отзывами читателей. Фото: ngonb.ru
Породнившись с мостом, я стал смотреть на него совсем по-другому, сочувствуя его судьбе, и вот однажды, проезжая по соседнему коммунальному мосту, заметил, что путейцы начали наращивать его ледорезные опоры – для второго пути. Тут и растревожился: пустят новый путь с более современными фермами, а что будет со старыми? Неужели пойдут на металлолом? Но вместе с ним навсегда уйдет зримая и знаменательная частица самого города, его истории. В тревоге за возможную ее потерю и родилась у меня идея – сохранить хотя бы одну из ферм моста. Так в «Советской Сибири» за 3 апреля 1984 года появилась моя статья «Пусть памятником будет…» с предложением читателям высказать свои мнения на этот счет.
Опубликовав статью, я уехал на барабинские озера добывать промысловый гаммарус, а когда вернулся в середине лета, в редакции мне вручили целую кипу доброжелательных откликов, опубликованных позже в номере за 5 августа 1984 года. Признаюсь, очень приятно и памятно, когда совершенно незнакомые люди солидарны с тобой. Но особенно радовало то, что они не просто одобряли идею, а предлагали и свои варианты ее осуществления, свою посильную помощь.
Как знают читатели, эта благая идея воплотилась в жизнь, и малая ферма исторического моста через Обь «сошла» на правый берег реки. И теперь она как наш большой талисман, приступивший к новой городской службе — на вечные времена. Благодарю судьбу за то, что стал причастен к этому небывалому явлению.