Чем кормят в «Кафе № 200»
В новосибирском лицее выбрать обед можно с помощью терминала
Теперь ученики лицея № 200 могут выбрать, что они будут есть на обед, еще не переступив порог столовой. Как работает «кафе инновационного школьного питания», проверил заместитель губернатора Сергей Нелюбов.
Ученики лицея на Кропоткина перед посещением столовой могут выбрать на мониторах стоящих рядом с входом в столовую терминалов все, что предпочитают на обед. Ассортимент, в общем, впечатляет — есть и борщ, и котлеты, и салаты из свежих овощей, рагу и даже фрукты.
Фото: Андрей Заржецкий
«Терминальная» эпоха
С новой формой организации питания обучающихся — «Кафе № 200», открытым в лицее, — было интересно ознакомиться. Замгубернатора уверен, что лицеистам стало удобнее: терминал позволяет быстрее обслуживать учащихся.
— Вопросы, связанные с организацией качественного питания детей, — одни из приоритетов деятельности правительства Новосибирской области, — отметил Сергей Нелюбов. — Если говорить про начальные классы, соответствуя исполнению поручения президента, то у нас 100-процентный охват горячим питанием. Вопросы качества и эффективности являются сегодня приоритетными. Что касается финансирования, то из бюджетов федерального и регионального уровней на организацию школьного питания для всех категорий направляется порядка 3,4 миллиарда рублей. С этого учебного года на 26 процентов увеличены нормативы питания для детей из многодетных, малоимущих семей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Фото: Андрей Заржецкий
Повышенные нормативы касаются 90 тысяч школьников региона.
— Наша задача — сделать организацию детского питания сбалансированной, эффективной, качественной. Это вопрос здорового образа жизни школьников, ведь питание должно быть здоровым! Неслучайно в лицее № 200 впервые отрабатывают такую технологию, когда ребенок имеет право выбрать блюдо из набора, который предоставляет образовательная организация. Это пилотный проект на территории региона, и директор лицея говорит, что он позволит мотивировать детей, чтобы меньше было отходов от питания. Мы пообщались с ребятами, и они в целом довольны. Но тут важно, чтобы родители активно участвовали и в формировании меню, и в организации питания. Сегодня я общался с родителями, они здесь даже выступают в качестве волонтеров, помогают детям, участвуют в оценке качества питания и чистоты зала. Это очень важно, — отметил заместитель губернатора.
…а если повар — бездарь?
В терминалах лицея стопроцентно безналичный расчет и организован предзаказ в течение часа. Для того чтобы заказать блюдо, ребенок подносит карту к считывателю, выбирает еду на мониторе, получает талон и забирает свой поднос уже на раздаче.
По словам представителей лицея, сейчас в столовой скорректирован график посещения и блюда раздают в два потока. Начальную школу и средние классы развели по времени. В бывшей типовой школьной столовке установили барные и полубарные стойки, благодаря чему вместо первоначальных 82 появилось 120 посадочных мест.
А что делать, если меню школы не такое разнообразное и ребенок наотрез отказывается питаться в столовой, потому что ему не нравится, не вкусно? Мы попросили ответить на этот вопрос заместителя губернатора.
Фото: Андрей Заржецкий
— Конечно, «нравится — не нравится» — это вопрос риторический. У нас сформирован штаб на территории региона, в состав которого входит Роспотребнадзор. И представители надзорных органов, которые занимаются организацией качественного питания, участвуют в работе этого штаба, — объяснил Сергей Нелюбов. —
Мы в еженедельном режиме рассматриваем, были ли обращения от граждан и какие есть замечания со стороны организации питания в образовательных организациях. Напомню, что у нас есть сайт министерства образования Новосибирской области, горячая линия по организации питания. Есть также федеральный ресурс — сайт Министерства просвещения РФ. И мы сами четко мониторим каждую неделю, есть ли обращения. Если указаны конкретные адреса, школы, мы по каждому случаю разбираемся, выясняем. Также есть сайт и у Роспотребнадзора — они откликаются на такие запросы. То есть на самом деле источников, куда отправить жалобу, очень много. Но обратимся к статистике трехлетней давности, доковидного периода. В 2019 году, когда мы только начинали организацию питания, нужно было полностью переформатировать работу столовых, ведь не все школы приспособлены под полный цикл — где-то полуфабрикаты, подвоз. У нас начиная с сентября 2020 года были определенные обращения от родителей. Уже в 2021 году жалобы почти свелись к нулю. Если появляются, не носят серьезный характер. Потому что все заинтересованы в качестве питания, в первую очередь — руководители и родители. Сегодня мы организуем образовательный процесс и питание в школах, где проходит капремонт. Все согласуется с родителями: где будет организовано питание и как. Здесь очень важно, если поступает сигнал, организовать строгий родительский контроль. И вот, кстати, лицей № 200, и даже в школе № 216 мы были — там четко руководители говорят об активности родителей. Это как раз и есть то самое государственно-общественное управление.