Тайваньский вопрос: кто и зачем разламывает этот мир?
Вопреки предупреждениям со стороны КНР, американская чиновница такого ранга, каких не видали на острове четверть века, вдруг именно сейчас решает встретиться с главой администрации китайской провинции, коей является Тайвань.
Действие с точки зрения дипломатии крайне вызывающее и провокационное. Как и цвет костюма Пелоси: сенатор или не знает об элементарных правилах этикета, что вряд ли, или намеренно превратила все в фарс, подчерк-нув провокационность своих действий.
Вот интересно, а не вручили ли «сумасшедшей Ненси», как ее назвал экс-президент США Дональд Трамп, какой-нибудь орден за столь отчаянный поступок? К примеру, украинский президент Зеленский в апреле текущего года высоко оценил рвение старушки Пелоси — вручил Орден Княгини Ольги.
И кстати, Пекин уже высказывал мнение, что США пытается разыграть на Тайване именно «украинский сценарий».
Тайвань был выбран в качестве рычага давления. Но не только политического.
Поддерживая сепаратистские настроения на острове, раскачать эту лодку и перевернуть, ввергнув провинцию в горнило войны, ослабить КНР, забрать в свои руки абсолютное лидерство в решающей для мирового экономического развития полупроводниковой отрасли.
Ну, и про аппетиты расширяющего свое военное присутствие НАТО никто не забывает. Тайвань с американскими боеголовками под боком у Китая — перспектива так себе. А ведь так, наверное, было бы мечтательно для Вашингтона. Они и на Украине грезят о такой картинке, только там бы под прицелом была наша страна.
Словом, в «тайваньском сценарии» у США много смыслов. Ничем не прикрытых и наглых.
Им просто плевать на всех
Попытка коллективного Запада взломать изнутри Россию не удалась. Более того, США получили консолидированный отпор со стороны двух третей мира с 70 процентами населения планеты. Остается излюбленный, обкатанный на Балканах, Ближнем Востоке и Украине путь — реализация проекта «цветной революции». Как всегда, под предлогом «торжества демократии». Хотя, как сказано выше, за этими словами, как в целом за всеми западными «ценностями», не стоит ничего, кроме жажды наживы.
Идея, которую вбросили и пытаются раскачать США, — «право Тайваня на независимость». Американские политики не видят дальше своего носа: у них там штаты теоретически имеют право, и такие заявления там все чаще звучат, выйти из соединения. Но КНР — не штаты. И Тайвань не самоопределившийся в состав некоего объединения независимый субъект: остров исторически являлся и является территорией Китая, одной из провинций КНР. Это закреплено в международных документах.
Борьба внутренних политических сил в границах одного государства не значит, что какая-то отдельно взятая партия вольна отхватить себе кусок суши с 23 миллионами китайцев и объявить себя вторым Китаем.
Потакание американских политиков сепаратистам на острове, откровенные провокации — вовсе не дипломатия. Как они себе представляют построение дипломатических отношений, скажем, нашей страны с отдельно взятым американским штатом в обход администрации Белого дома? Нелепо, да?
Визиты американских политиков на Тайвань под идиотским предлогом «разделения трех властей», якобы оправдывающим взаимодействие с островной администрацией парламента США, не что иное, как грубое вмешательство во внутренние дела крупнейшей мировой державы.
Все понимают, что происходит. Но американские конгрессмены не интересуются мнением «зрителей» из третьего мира. Впрочем, США никогда не интересовались ничьим, кроме собственного, мнением, искренне считая, что только они имеют на него право. Плевать им на сообщество.
Тайвань: точки над «i»
Относительно принадлежности Тайваня к КНР, как с точки зрения исторической, так и с позиции международного права, чтобы не быть голословными, обратимся к документам.
Недавно Канцелярия Госсовета КНР по делам Тайваня и Пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовали Белую книгу под названием «Тайваньский вопрос и дело воссоединения Китая в новую эпоху». В документе отмечается, что Тайвань испокон веков принадлежит Китаю, что является ясным историческим и юридическим фактом. «В мире существует лишь один Китай, и исторический и юридический факт, что Тайвань является частью Китая, не может быть оспорен. Не допускается изменение статуса Тайваня, который является частью Китая, а не отдельным государством».
Посол КНР в России Чжан Ханьхуэй в интервью российским журналистам по юридическим проблемам, связанным с Тайванем, отметил:
«Тайвань принадлежит Китаю с древних времен, и сменявшие друг друга центральные правительства устанавливали администрацию на островах Пэнху и Тайване для осуществления административной юрисдикции. В конце XIX века Япония развязала китайско-японскую войну, вынудила цинское правительство уступить Тайвань и острова Пэнху. После Второй мировой войны китайское правительство официально вернуло себе Тайвань де-юре и де-факто 25 октября 1947 года, в соответствии с рядом документов, имеющих международно-правовую силу, включая Каирскую декларацию и Потсдамскую декларацию».
Он также напомнил, что 1 октября 1949 года было провозглашено Центральное народное правительство КНР, заменившее правительство Китайской Республики в качестве единственного законного правительства, представляющего весь Китай.
«Речь идет о смене власти без каких-либо изменений статуса Китая как субъекта международного права, суверенитет Китая и присущие ему территориальные границы остались неизменными, а правительство Китайской Народной Республики по праву пользуется и осуществляет суверенитет Китая в полном объеме, в том числе над Тайванем, — уточнил китайский дипломат. — В результате продолжения гражданской войны в Китае и вмешательства внешних сил обе стороны пролива оказались в особом состоянии постоянной политической конфронтации, но суверенитет и территория Китая никогда не были разделены и никогда не будут разделены».
Принцип «одного Китая» — всеобщий консенсус международного сообщества, он отражен в документах. Так, в октябре 1971 года 26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 2758, полностью решившую вопрос о представительстве всего Китая, включая Тайвань, в Организации Объединенных Наций в политическом, юридическом и процедурном отношении. В документе сказано, что Китай имеет только одно место в ООН и что не может быть и речи о «двух Китаях» или «одном Китае, одном Тайване».
В официальном юридическом заключении Секретариата ООН также четко указано, что «Тайвань как провинция Китая не имеет независимого статуса». В мире 181 страна, включая США, установили дипломатические отношения с Китаем на основе принципа «одного Китая».
Это сознательная стратегия по дестабилизации
За несколько дней после того, как Пелоси посетила Тайвань, представители более сотни стран и международных организаций, включая Россию, решительно осудили этот провокационный и глупый акт. Международное сообщество прекрасно понимает суть и цель инсценировки Пелоси и выразило искреннюю солидарность со справедливой позицией и законными контрмерами КНР.
На X Московской конференции по международной безопасности Президент России Владимир Путин подверг резкой критике поездку американского сенатора на Тайвань как тщательно спланированную провокацию. Глава нашего государства охарактеризовал визит как часть целенаправленной, сознательной стратегии США по дестабилизации и хаотизации обстановки в регионе и мире, демонстрацию неуважения к суверенитету других стран и к своим международным обязательствам.
Никто не будет безучастно смотреть, как США разыгрывают по внутриполитическим соображениям и ради узкокорыстных интересов очередную игральную карту, как с Ираком, Сирией, Украиной, в случае с КНР — «тайваньскую карту». То, что сегодня Китай усиливает свое военное присутствие в Тайваньском проливе, оправданно и логично. Нравится это США, их конгрессу, корпорациям или нет.