USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Будущие инженеры пойдут в школу

Наталья ИВАНОВА
Дмитрий Чернышенко: «Основной акцент делается на выполнении поручений президента по созданию собственных инновационных разработок для предприятий и достижению технологического суверенитета». Фото: nso.ru
Дмитрий Чернышенко: «Основной акцент делается на выполнении поручений президента по созданию собственных инновационных разработок для предприятий и достижению технологического суверенитета». Фото: nso.ru

Вузы переходят на новую ступень взаимодействия с индустриальными партнёрами, потенциальными заказчиками технологических решений и работодателями

Кому предстоит в ближайшее время вывести Россию на орбиту технологического суверенитета? Опыт и перспективы в сфере подготовки инженерных кадров для оте­чественной промышленности был представлен на «Технопроме». У нашего региона есть собственная практика, который может стать хорошей базой для продвижения новой стратегической инициативы.

Панельная дискуссия «Передовые инженерные школы» с участием зампреда Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, губернатора Андрея Травникова, экспертного сообщества была посвящена новому тренду. Аудитория дискуссионной площадки — непосредственные участники проекта ПИШ: представители российский крупных предприятий, высших учебных заведений.

Напомним, федеральный проект «Высшие инженерные школы» создан на основе одной из 42 стратегических инициатив, которые одобрены премьер-министром Михаилом Мишустиным. По результатам первого конкурсного отбора, который завершился в июне текущего года, были рассмотрены более 90 заявок из 15 регионов.

— Критерии данного конкурса таковы, — уточнил модератор площадки, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков: — университет должен был показать, что он меняет в образовательной модели и что конкретное для экономики он сделает.

С нового учебного года в 30 высших учебных заведениях страны по инновационным образовательным программам начнут учиться 200 будущих инженеров. Это первые ласточки.

Ликвидировать разрыв системы

В Новосибирске сформированы устойчивые традиции подготовки исследователей, профессиональному развитию которых начинают уделять внимание еще в общеобразовательных школах. Показательным примером тут, безусловно, является Новосибирский государственный университет, физико-математическая школа которого вот уже в течение 60 лет обучает не только будущих профессионалов в разных отраслях науки, промышленности, но и управленцев.

035-03-02.jpg

О деятельности ВИШ, созданной при Новосибирском государственном университете, пришли рассказать и ее индустриальные партнеры. Фото: nso.ru

Однако, кроме выполнения текущих задач, сложившаяся экономическая ситуация требует основанных на достижениях фундаментальной науки решений сложных технологических проблем. Инженеры-лидеры, которых предстоит готовить в ВИШ, будут больше ориентированы на создание технологических платформ, с помощью которых можно будет устранять системные разрывы индустрии. Они станут основой сразу линеек продуктов. Становление таких лидеров в регионе теперь будет происходить в стенах «Передовой инженерной школы» Новосибирского государственного университета.

— Он задумывался как кузница кадров для науки, — объяснил идею создания первой региональной ПИШ руководитель Сергей Головин. — За годы своего существования университет подготовил много талантливых, выдающихся ученых. Сейчас в рамках школы мы расширяем эту модель, вовлекая индустрию и бизнес, который действительно является высокотехнологичным.

Поощряя конкуренцию

Университетам, на базе которых создают ВИШ, следует решить целый комплекс стратегических задач, в том числе изменить систему подготовки кадров, выверить концепцию непосредственно школы, самостоятельно определить актуальные задачи и сроки выполнения таковых, сформировать команды и принять меры по укреплению их лидерских качеств.

035-03-03.jpg

В рамках панельной дискуссии обсудили итоги отбора в ВИШ, рассмот­рели их потенциал, проблемы и сложности, ознакомились с мнением экспертов. Фото: nso.ru

Ротация инженерных команд, которую на уровне Федерации будут проводить так же, как и в научно-образовательных центрах мирового уровня — по результатам сквозного рейтинга, имеет цель повышать качество работы таковых. В итоге деятельности ВИШ, создание которых уже сейчас становится вопросом престижа для субъектов России, должны выпускаться полезные для экономики изделия. Поэтому в разработке продуктов для предприятий должны быть задействованы студенты, а окончательные списки проектов вузам следует формировать вместе с технологическими партнерами.

— Ротация неизбежна, это нужно понимать и приложить все силы для продуктивной работы уже сейчас, — заявил Валерий Фальков. — Мы видим, что участие в проекте по передовым инженерным школам начало работать на имидж ваших вузов, знаем, как это ценят региональные власти. Сейчас вы находитесь на старте проекта, однако времени на раскачку нет, мы ждем от вас серьезных результатов.

КОММЕНТАРИЙ
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:
— Для чего индустриальные партнеры так глубоко заходят в научно-исследовательские университеты, создавая в них свои научно-образовательные центры, какова их мотивация? Когда их спрашиваешь об этом, называют два аспекта: кадры и решение конкретных исследовательских или инженерных технологических задач. Логика индустриальных партнеров следующая: они «заходят» в университет, дают студентам конкретные задачи; если они смогут их решить, замечательно, если нет, партнеры получают почти готовых, абсолютно понятных специалистов, которых можно будет потом брать на работу.
Таким образом, раньше взаимодействие индустриального партнера с университетами в отношении конкретных прикладных задач было факультативным. В ПИШ должен быть более четкий, формализованный акцент на результат. Если связка «партнер-университет» обещает не просто построить школу для подготовки специалистов, но и попутно решить прикладную задачу, должны быть обозначены точные сроки, затраты и ожидаемый результат.

КСТАТИ
Пока ВИШ НГУ определила конкретные проекты в аэрокосмическом приборостроении, биотехнологиях и нефтегазовом секторе. Помимо правительства региона, в число партнеров новосибирской школы входят «Газпромнефть научно-технический центр», «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва, компании «Медико-биологический союз», «Норильск-Телеком» и «Биолинк», НПФ СИАНТ, Объединенная двигателестроительная корпорация. Увеличение количества задач и партнерств будет зависеть от эффективности реализации модели школы и обогащения компетенциями.