USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Я б в дизайнеры пошёл…

Светлана ФРОЛОВА
Выбор профессии должен был, как раньше говорили, начинаться со школьной скамьи, но рынок труда, как и окружающий нас мир, меняется настолько стремительно, что мечты о будущем в части работы стоит постоянно корректировать, сверяясь с потребностями экономики в кадрах.  Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Выбор профессии должен был, как раньше говорили, начинаться со школьной скамьи, но рынок труда, как и окружающий нас мир, меняется настолько стремительно, что мечты о будущем в части работы стоит постоянно корректировать, сверяясь с потребностями экономики в кадрах. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Новосибирские школьники выбирают колледжи вместо вузов

Количество мест в новосибирских колледжах год от года растет. При этом чаще всего абитуриенты хотят учиться на дизайнеров, коммерсантов, логистов, заниматься информационными системами, переработкой нефти и газа, а также гостиничным делом и туризмом.

В текущем году в колледжи Новосибирской области подано 20 000 заявлений на поступление.

Пальма первенства

О предварительных итогах вступительной кампании в колледжи региона рассказал министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук. По его словам, в 2022 году контрольные цифры приема в средние специальные учебные заведения составили 8725 мест.

— Это примерно на 300 мест больше, чем в прошлом году, — прокомментировал министр. — Могу отметить при этом, что мы примерно в таких же пропорциях прирастаем каждый год бюджетными местами. И в этом контексте мы понимаем, что очень важным является то, что количество девятиклассников пока у нас растет, и для того чтобы увеличивать мощность тех мест, которые мы можем на базе наших учреждений организовать, мы потихоньку прирастаем. Очень важно, что уже сегодня подано более 20 тысяч заявлений. Это примерно на 200 больше, чем на аналогичную дату прошлого года. При этом 6800 заявлений поданы с подлинниками документов об образовании.

Министр также отметил, что ежегодно количество мест в колледжах, как бюджетных, так и платных, растет на 4–5 процентов.

— В этом году прием на платное обучение составляет 3110 человек, и если сравнивать с прошлым годом (2630), это на 480 мест больше. Если брать последние годы, то за последние пять лет почти в два раза увеличилось число таких мест, — сообщил министр.

033-08-02.jpg

На кого учиться?

Среди самых популярных специальностей — дизайн (14 заявлений на одно место). Самый большой спрос среди абитуриентов на такие направления, как коммерция по отраслям (13 заявлений), информационные системы (10), операционная деятельность в логистике (10), переработка нефти и газа (7), гостиничное дело и туризм (5), а также производство и обслуживание авиационной техники (4).

Министр подчеркнул, что сегодня колледжи могут соперничать с вузами в плане профессиональной востребованности.

— А по некоторым направлениям, если брать ту же коммерцию, наши колледжи где-то даже превосходят вузы, — уверен Сергей Федорчук. — На мой взгляд, это хорошо. Потому что это говорит о том, что система среднего профессионального образования у нас весьма конкурентоспособна как внутри, так и вне региона. Причем как у родителей, так и у будущих студентов.

За последние восемь лет было введено 93 новые профессии и специальности.

— Среди них такие, как техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, эксплуатация беспилотников, IT-технологии и целый ряд других, — рассказал министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.

— В выборе профессий мы идем от двух аспектов. Во-первых, от запросов экономики Новосибирской области. Понятно, что экономика наша диверсифицирована, и в основном это сфера услуг. И мы можем готовить разных специалистов. Всегда исходим из того запроса, который приходит к нам от рынка труда. По сути, мы готовы обучать любым профессиям, но для перестройки нам нужно время: мы не можем перестраиваться посреди учебного года, например. С другой стороны, можно много говорить о том, что все профессии важны и все профессии нужны, но мы исходим из массовости запроса. У нас работает система, которая четко учитывает запросы работодателей по разным направлениям. Если это массовый запрос, то, конечно, мы открываем специальность не только на уровне профильного колледжа. Если, скажем, сегодня востребованы информационные технологии, то мы расширяем эту возможность для абитуриентов за счет создания дополнительных мест. Такие ресурсы у нас пока еще есть. Но это не может происходить бесконечно. Если копать глубже, со временем мы должны будем создавать новые мощности в сфере среднего профессионального образования, то есть нужно строить дополнительные здания, учебные корпуса и так далее. Если мы хотим развиваться, то время для создания новых условий рано или поздно наступит, — отметил министр.

О планах и профориентации

Меры по обеспечению ускоренного развития системы среднего профессионального образования, повышению доступности и качества образования для граждан реализуются в рамках региональных проектов «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» и государственной программы «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области».

Отдельно Сергей Федорчук остановился на планах в сфере образования. Министр напомнил, что в 2020 году в Новосибирской области создан Центр опережающей профессиональной подготовки кадров, на площадке которого организован постоянный процесс подготовки и переподготовки педагогов, а также проводится профориентация школьников, включая мероприятия проекта «Билет в будущее» и профессионального конкурса «Ворлдскиллс».

— У нас создан Центр опережающей профессиональной подготовки, — сообщил министр. — Мы с колледжами совместно прорабатываем не только подготовку и переподготовку людей, которые работают в современной экономике Новосибирской области, но и занимаемся активной проф-ориентационной работой среди школьников. Большинство колледжей имеют среди парт-неров общеобразовательные организации, с которыми тесно сотрудничают. Причем не только в рамках профориентационной деятельности, но и по таким профессиональным конкурсам, как «Ворлдскиллс» и так далее. Эта работа ведется не только в пределах конкурса, но и в течение года: это и уроки технологии, и профориентационные мероприятия, посещение колледжей, профессиональные пробы и многое другое. Поэтому я хотел бы в данном случае всех поблагодарить за летний этап нашей совместной работы, потому что были определенные сложности и трудности. Но, на мой взгляд, работа будет успешно завершена. Напомню, что приемная кампания еще продолжается, поэтому окончательные итоги подведем недели через две. Но уже сегодня понятно, что все целевые места будут заняты, также как и бюджетные, спрос на это есть. А там, где — особенно это касается сельских территорий — будет небольшой недобор, конечно, мы пойдем навстречу местным ребятам, для того чтобы помочь им поступить, если останутся свободные места после проведения всех конкурсных процедур.