Необычная история урока истории
Школьный педагог учит любить Родину с помощью реконструкции
Участники военно-исторических клубов могли бы помочь школам исполнять федеральный государственный образовательный стандарт в части патриотического воспитания. Практика уже есть.
— Патриотизм нельзя воспитать на уроке, можно воспитать любовь к Родине, — считает Иван Игумнов, учитель истории средней школы № 47 города Новосибирска, он же — участник реконструкции военно-исторического клуба «Живая история». — Я в свои уроки включаю элементы исторической реконструкции. В памятные даты Великой Отечественной войны проводим школьные мероприятия, где можно рассмотреть солдатскую форму и вооружение военных лет. Такой живой урок позволяет совершить «путешествие во времени», что выходит за рамки обыденности школы.
Чтобы развеять вредные мифы
Уроки-выставки предпочтительны, поскольку ввести игровой момент реконструкции в условиях школы в полной мере пока не представляется возможным. Взаимодействие исторических клубов со школами могло бы решить эту проблему.
— Участвуя в клубе «Живая история», я проводил игры-зарницы со школьниками, — продолжает делиться с нами Иван Игумнов. — Стилизованная игра «в прятки», когда дети под руководством «советских солдат» должны найти спрятавшихся «солдат Вермахта» — одна из любимых методик. Такие мероприятия не обходятся без эмоций и мотивируют к изучению истории родной страны. Уроки лекционного характера с выставкой атрибутов Великой Отечественной войны позволяют сравнить армии РККА и противника. Это в том числе развенчивает миф о полной неподготовленности СССР к войне. На классических уроках акцент делается больше на исторических документах. Особое внимание уделяется обсуждению приказа № 227 «Ни шагу назад» и приказа № 298
«О штрафных батальонах».
По словам Ивана Михайловича, необходимо показывать документы, раскрывающие планы генштаба Германии по отношению к СССР. Важно развеять распространенные мифы о войне. Обычно это идеологически ангажированный миф о «фашистах — борцах с большевизмом» или об уголовном составе штрафных батальонов.
Впервые реконструируется тема воинов-сибиряков
За последние три года участники ВИК «Живая история» провели свыше двадцати лекций в образовательных учреждениях, приняли участие в многочисленных исторических фестивалях в Красноярске, Томске, Екатеринбурге и, конечно же, в «Сибирском огне» в Колыванском районе. Основное направление реконструкции — период Великой Отечественной войны, но есть энтузиасты, посвящающие таланты изучению Гражданской, Первой мировой и Афганской войн. На свои средства участники клуба покупают форму, макеты оружия, книги, предметы быта и многое другое. На лекциях и фестивалях все это можно потрогать руками, примерить и детально изучить.
Благодаря клубу «Живая история» впервые, спустя более чем 80 лет, зазвучала и тема сибиряков, оборонявших границы СССР в первые часы гитлеровского вторжения. Этой теме посвящен проект «Сибиряки на линии огня», получивший поддержку Фонда президентских грантов.
Клуб инициировал и многочисленные мультимедийные проекты, рассказывающие о сибиряках в годы Великой Оте-чественной войны. Их автором является журналист и редактор Ольга Дегтярёва. Уже сняты два документально-художественных фильма об истории 9-й Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии, основанных как на мемуарах самих бойцов и командиров, так и на информации, полученной от сына командира дивизии А.П. Белобородова, при котором дивизия обеспечила прорыв немецко-фашистских войск под Москвой в декабре 1941 года, и собранной во время поездки по местам боевой славы.
На странице клуба в социальных сетях можно увидеть документальные фильмы с воспоминаниями тружеников тыла, жителей оккупированных территорий и участников боевых действий в годы Великой Отечественной войны.
КОММЕНТАРИЙ
Ольга Дегтярёва, куратор проектов клуба «Живая история»:
— Через видеопроекты и лекции в первую очередь хочется рассказать юным сибирякам об их земляках, совершивших подвиги и отдавших свою жизнь за Родину. Но мне важно, чтобы школьники и студенты видели, как серьезно повлияла Великая Отечественная война на их жизнь, сколько горя и разрушений принесла семьям. А также как много погибло и пострадало людей, если даже спустя почти 80 лет со дня ее окончания мы все еще устанавливаем и являем из небытия все новые и новые имена.