USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Вектор движения: на Восток

Светлана ФРОЛОВА
Андрей Травников напомнил участникам заседания, что Новосибирск — крупнейший транспортный узел за Уралом, распределительный центр, что Новосибирск называют торговыми воротами Сибири. Фото: Андрей Заржецкий
Андрей Травников напомнил участникам заседания, что Новосибирск — крупнейший транспортный узел за Уралом, распределительный центр, что Новосибирск называют торговыми воротами Сибири. Фото: Андрей Заржецкий

Карта логистических потоков меняется, как и в целом обстановка в мире. Каков наш ответ вызовам времени?

Северо-Западный Китай, Монголия, страны Центральной и Южной Азии — именно с учетом этих направлений сибирякам сегодня имеет смысл выстраивать логистику.

Об этом говорили 23 июня на главной пленарной сессии IX Сибирского транспортного форума.

Ключевая роль Сибири

Сибирский транспортный форум проводится правительством Новосибирской области при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. В программе форума 30 деловых форматов. Новые возможности для транспортной отрасли и экономики России обсуждали на главной пленарной сессии форума.

026-04-03_M.jpg

Во время работы на площадке форума глава региона ознакомился с выставочной экспозицией, на которой представлены решения в области транспорта: инфраструктурные проекты, услуги пассажирских и грузовых перевозок, логистические услуги, коммерческий транспорт, запчасти и оборудование, информационные технологии на транспорте и в логистике. Фото: Андрей Заржецкий

Александр Жуков отметил важность проведения Сибирского транспортного форума, актуальность его тематики.

— Во многом экономика наша сейчас переориентируется на Восток, и ключевая роль Сибири здесь, безусловно, возрастает, — подчеркнул первый заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Александр Жуков. — В связи с беспрецедентным санкционным давлением на Российскую Федерацию перед нами встали новые задачи по обеспечению устойчивости перевозок пассажиров и грузов всеми видами транспорта. Сейчас я прошел по экспозиции нашего форума, и мы видим, что, действительно, во многих направлениях есть у нас и прорывные технологии, и то, что сделано в области импортозамещения. В общем, определенный рывок в этой области совершен. Но, конечно, сделать нам предстоит намного больше.

Александр Жуков рассказал, что законодателям пришлось в ускоренном режиме рассмотреть и принять два больших пакета поправок по транспортному законодательству.

— И учитывая то, что деятельность транспорта затрагивает многие сферы, включая отношения с органами власти, с органами контроля и надзора, с изготовителями транспортных средств, продавцами, организациями, которые осуществляют прямую поставку запасных частей, арендаторами и финансовыми структурами, потребовалась очень масштабная корректировка законодательства во многих сферах, — объяснил он. — Поправками предусмотрены первоочередные меры по обеспечению перевозок — устойчивость перевозок и снижение финансовой нагрузки на транспортников. Также отложены сроки вступления в силу нескольких весьма затратных требований, которые не являются на сегодняшний день первоочередными. Исключен избыточный контроль, предусмотрены дополнительные механизмы по упорядочению работы транспорта. Фактически не проходит и недели, чтобы Государственная Дума не обсуждала и не принимала важные решения по тем или иным вопросам, касающимся стабильности работы транспорта и обеспечения транспортной доступности в регионах. Я думаю, все представители регионов хорошо осведомлены об этой работе.

026-04-05_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Александр Жуков также заявил, что именно сейчас непременно должны расти объемы строительства и обновления сети автомобильных и железных дорог, а также речной и морской инфраструктуры — транспортных артерий, которые соединяют регионы России.

— Ведь все это не только способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, но и помогает нашим компаниям наращивать внешнюю торговлю, осваивать зарубежные рынки, — подчеркнул он. — Такую задачу поставил наш президент. Конечно, для ее реализации требуется значительное финансирование. Предусмотрены программы финансирования, включая выделение соответствующих средств из бюджета Российской Федерации, программы кредитования и инвестирования. Понятно, что у нас пока недостаточно используется такой важный инструмент, о котором также говорил президент в своем послании, как инфраструктурные облигации. Хотя это классический рыночный механизм финансирования инфраструктурного строительства! В Китае, например, до 70 процентов подобных проектов финансируется за счет инфраструктурных облигаций.

026-04-04_M.jpg

На транспортном форуме много говорили о том, что Новосибирская область просто обязана стать одним из центров авиаперевозок в России. Фото: Андрей Заржецкий

По его словам, в целом за последнее время проведена большая работа для развития транспортного сектора экономики России. И Государственная Дума будет вместе с правительством и регионами продолжать эту работу — корректировать законодательство и поддерживать отрасль, оперативно реагировать на все вызовы времени.

— Я полагаю, что обсуждение наиболее актуальных вопросов в рамках форума поможет выявить основные проблемы и узкие места, определить приоритетные направления в совместной работе. Поэтому хочу от имени Государственной Думы пожелать успеха в работе форума, — резюмировал Александр Жуков.

Новые вызовы для экономики и транспорта

Игорь Левитин отметил значимость восточного транспортного направления для экономики страны, необходимость поиска новых решений в этом направлении:

— С учетом новых вызовов для нашей экономики, для транспортной отрасли, сегодня стоят новые задачи. И не зря наш форум называется «Новые вызовы». Мы должны для себя определить новые приоритеты. Да, мы приняли транспортную стратегию. Но ее уже сегодня необходимо корректировать, потому что вы видите, как меняется логистика, меняется экономика. И транспорт должен поддержать экономику в этих условиях. Перспектива развития, конечно, теперь будет требовать от нас новых подходов. Тех, которые мы еще несколько лет назад видели совсем по-другому. Я имею в виду направление на восток. Мы видели для себя, что Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ — это восточное направление. Но сегодня получилось так, что теперь и северо-запад, и юг страны тоже «едут» на восток. Что же в этой ситуации делать Сибири, которая тоже должна «ехать» на восток?

026-04-06_M.jpg

Евгений Козлов, начальник планово-экономического отдела МУП «Новосибгортранс», демонстрирует программный комплекс, который позволяет учитывать пассажиропоток в транспортных средствах: с погрешностью менее одного процента видно количество пассажиров, вошедших в салон. С его помощью можно выявить, сколько среди них «зайцев». Фото: Андрей Заржецкий

Он также заострил внимание на том факте, что очевидно: объем перевозок из Сибирского федерального округа сейчас падает.

— Нужны новые выходы из Сибирского федерального округа, — отметил он. — Это прежде всего Арктика, по которой есть все поручения президента и сейчас формируется закон о едином операторе, Северном морском пути. Это будет «Росатом», который станет отвечать за доставку грузов, за собранный завоз и так далее.

Игорь Левитин подчеркнул, что Сибирь нельзя оставлять без направления Китай — Индия.

— На мой взгляд, если мы с нашими китайскими и монгольскими коллегами договоримся, то значительную часть того потока, который не может выйти из Сибирского федерального округа, мы сможем провести через Монголию в Китай, — сказал Игорь Левитин. — Потому что по-другому, и вы это видите, мы сегодня уголь вывезти уже не можем. На юге есть проблемы. Зерно Сибири — это отдельная проблема, потому что для зерна Сибири есть только один вид транспорта — железнодорожный. А он сегодня не субсидируется при перевозке зерна. Более того, сегодня зерно квотируется. На мой взгляд, мы должны сделать все, чтобы Сибирь отправляла свое зерно, потому что производители сельхозпродукции на юге и в центральной части России имеют три вида транспорта для вывоза зерна. К сожалению, Сибирский федеральный округ в этом смысле не имеет сейчас другой возможности, как я уже сказал, кроме железнодорожного транспорта.

Основная проблема — довезти

Как отметил модератор пленарного заседания, президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой, в каждом кризисе есть свои бенефициары.

— Так вот, Новосибирская область, и вообще Сибирский федеральный округ, — один из немногих регионов, который является бенефициаром того кризиса, который есть, — уточнил он. — И сейчас нужно обсуждать, как можно использовать те новые возможности, которые появились у Сибири.

026-04-07_M.jpg

Скруббер для очистки отработанных газов судовых дизелей. Предназначен для морского флота. Позволяет использовать тяжелое высокосернистое
топливо, что может сэкономить большое количество средств. Фото: Андрей Заржецкий

Андрей Травников, приветствуя участников и гостей форума, для начала пояснил, почему именно наш регион проводит Сибирский транспортный форум и уделяет системное внимание развитию логистики, транспорту и торговле.

— Этот форум в свое время инициировал Игорь Евгеньевич Левитин, и он продолжает держать его на контроле, огромное ему за это спасибо, — сказал губернатор Новосибирской области. — Транспорт, логистика и торговля для нашего региона — значимая часть экономики. Среди общественности до сих пор существует несколько пренебрежительное отношение ко многим отраслям. Говорят, что это не производительные отрасли и нужно развивать промышленность. Безусловно, нельзя останавливать развитие промышленности и технологий. Мы в очередной раз убедились — это залог той технологической независимости, которая нам необходима и от недостатка которой мы сегодня страдаем. Но тем не менее отрасли транспорта и логистики тоже чрезвычайно важны.

Андрей Травников напомнил участникам заседания, что Новосибирск — крупнейший транспортный узел за Уралом, распределительный центр, что Новосибирск называют торговыми воротами Сибири.

— Значимость транспортных и логистических отраслей для нас очевидна: это прямой вклад в экономику региона, — отметил он. — Сейчас в промышленности уже не первый год мы наблюдаем тенденцию к повышению производительности и снижению трудоемкости предприятий, даже фондоемкости — требований к размеру площадей. Сегодня даже крупные предприятия зачастую имеют численность сотрудников не более тысячи человек. И логистические проекты приближаются по масштабам к промышленным проектам.

026-04-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Губернатор подчеркнул, что ситуация, которая складывается в последние месяцы, еще раз убедила всех в значимости и ценности логистики, ее влиянии на экономику.

— Тот логистический, транспортный потенциал, который сформировался на территории нашего региона, помогает оперативно решать и эти задачи, выстраивать новые логистические схемы. Сегодня самая главная и острая проблема, которая возникает у многих предприятий, в том числе у новосибирских, не в том, что нет возможности купить, пусть и у недружественных стран, какие-то материалы и комплектующие. Основная проблема — как их довезти? Именно поэтому мы уделяем развитию этих отраслей повышенное внимание, продолжаем проводить Сибирский транспортный форум. Именно поэтому мы его подаем не как региональную площадку — на форуме обсуждаются проблемы и вопросы даже не Сибири, а зачастую касающиеся транспорта всей России, — подчеркнул глава Новосибирской области.

Кроме того, Андрей Травников обозначил стратегические направления развития логистической и экспортной сферы региона.

— Для Новосибирской области стратегический приоритет — переработка сельхозпродукции: молока, зерна, технических, масличных культур, тем более что на Востоке есть растущий спрос на эти продукты. Это касается и такого продукта, как уголь. У нас есть производство электродов, оно наращивается, планируется его модернизация. Приоткрою карты: предполагается освоение принципиально нового продукта, которого пока в России нет.

Далее, наработка новых рынков. Я поставил задачу трейдерам и логистам изучить Северо-Западный Китай, Монголию, страны Центральной и Южной Азии — Афганистан, Пакистан, Индию, Вьетнам. Мы серьезно присматриваемся к этим регионам. Понятно, что здесь нужно решать некоторые логистические проблемы с нашими соседями, входящими в ЕврАзЭС. Мы системно занимаемся развитием контейнерной инфраструктуры. В стадии реализации четыре проекта по строительству и наращиванию мощностей контейнерных терминалов. Самый крупный совсем рядом, это Новосибирская транспортная компания, Сибирский контейнерный терминал — до миллиона единиц обработки. На территории промышленно-логистического парка строительные работы уже начались. Присматриваемся к строительству контейнерных площадок на линейных элеваторах, — сказал глава региона.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марат Хуснуллин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:
— Я, безусловно, считаю, что развитие транспортной инфраструктуры Сибирского округа — это важнейшая задача нашей страны.