USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сокровища из бабушкиного сундука

Светлана ФРОЛОВА
Конференция длилась 8 часов в режиме онлайн и офлайн. Фото предоставлено Фондом «Образование».
Конференция длилась 8 часов в режиме онлайн и офлайн. Фото предоставлено Фондом «Образование».

Новосибирские школьники нашли у себя дома реликвии и рассказали о них в исследовательских работах

Школьники из двенадцати районов Новосибирской области и Новосибирска за шесть месяцев подготовили 47 исследовательских работ о своих семейных реликвиях: старинных фотографиях, иконах, орденах и медалях Великой Отечественной войны, паспортных книжках и родословных и даже… о программе выступления прадеда-иллюзиониста.

В Институте археологии и этнографии СО РАН рассказали о региональном проекте «Семейная реликвия и культурно-историческая память». Проект осуществляется Фондом «Образование» при поддержке Фонда президентских грантов и министерства региональной политики Новосибирской области, а также при содействии министерств образования и культуры региона.

Восемь часов длилась конференция, на которой новосибирские школьники, в том числе онлайн из районов региона, делились результатами своих небольших исследовательских работ, которые они выполнили под руководством наставников-педагогов. Полгода назад ребятам предложили выбрать предмет, который хранится в семье и передается из поколения в поколение, и рассказать его историю.

Наша-ваша память и сибирская культура

В начале исторического марафона к школьникам и педагогам с приветственным словом обратилась Наталья Ярославцева, министр культуры региона.

— Правительство Новосибирской области уделяет огромное внимание гуманитарной науке и ее развитию, — сказала министр. — И конечно, мы понимаем, что сегодня есть две очень серьезные проблемы. Первая — это разрыв культурно-исторического общения поколений, непосредственно в научной сфере выражающийся в том, что вопросы, которые ставят взрослые исследователи, и сами исследования не всегда понятны молодому поколению. И вторая — это проблема реализации ФГОС, то есть федерального государственного образовательного стандарта. В том смысле, что развитие проектной деятельности, становление критического мышления, формирование креативности не могут быть только на словах. Все это требует совместного с учениками опыта проектной и научной работы, опыта реальных действий, без них ФГОС невозможно освоить. Эти две проблемы и позволяет решать данный проект. Очень приятно, что 12 районов Новосибирской области присоединились к этой работе. Думаю, это не предел.

014-27-01.jpg

Как подчеркнула Наталья Ярославцева, правительство региона и министерство культуры Новосибирской области особенно радует, что в проекте удается организовать научно-исследовательскую деятельность, популяризировать гуманитарную науку, развернуть наставническую деятельность и сформировать детско-взрослое краеведческое сообщество.

— И конечно, самое важное, что вы будете говорить о семье, потому что именно семейные ценности сегодня — это самое дорогое и самое главное в системе воспитания. Если рядом с вами ваши близкие и друзья, если вы знаете историю своей семьи, можете рассказать о бабушке, дедушке и прабабушке, это уже замечательно, — обратилась глава минкультуры к юным исследователям.

Отдельно Наталья Ярославцева поблагодарила Сибирское отделение Российской академии наук, и в частности Институт археологии и этнографии СО РАН. «Мы понимаем, что без этой научной работы современное поколение просто не вырастет — ни по нравственным ценностям, ни по научным подходам. И важно, что мы будем говорить именно о сибирской культуре в год, посвященный традиционной народной культуре», — подчеркнула министр.

Тайна зеленого альбома и старой программки

На эти ценности обыватели часто не обращают внимания. Иногда артефакт, за который коллекционеры готовы заплатить несколько десятков тысяч рублей, может легко оказаться в мусорном контейнере. А некоторые из раритетов и вовсе бесценны – например, фронтовые письма и ордена воинов.

Даже старый альбом семейных фотографий может стать реликвией. Например, тот, что принадлежал прадеду Андрея и Дениса Ивановых из 6-го и 4-го классов школы-интерната основного общего образования Куйбышевского района. Этот зеленый плюшевый альбом стал одним из предметов исследования: с его помощью юный исследователь узнал, что такое пионерия и как в былые годы собирали макулатуру. Тем более интересно, что сам фотоальбом появился у прадедеда тоже благодаря сбору макулатуры, когда он был еще мальчишкой.

014-27-03.jpg

А шестиклассник Назар Долгов из Доволенской СОШ № 2 им. С.И. Лазарева рассказал захватывающую историю «Мой прадед – иллюзионист», основанную на полустершейся программке с названиями фокусов. Назар провел настоящее расследование и разузнал о жизни своего предка потрясающие подробности. Оказывается, тот не только сражался на Великой Отечественной войне, но и работал фокусником. В интернете парень наткнулся на статью, опубликованную в «Советской Сибири», — «Семейные реликвии Трапезниковых». Сейчас внучка иллюзиониста руководит народным театром.

— Для нашей семьи цирк стал своеобразной семейной реликвией, передающейся от одного поколения к другому. А у истоков этого общего увлечения стоял мой прадедушка Михаил Заворин, — рассказал Назар Долгов. Он даже попытался восстановить названия фокусов, сопоставляя их с рассказами очевидцев, и нашел фотографию, на которой прадед в костюме клоуна показывает фокус с веревкой.

История требует продолжения

Всего школьники подготовили 54 исследовательские работы о своих семейных реликвиях и 56 описаний этих реликвий. А после выступлений ребятам задавали серьезные вопросы руководитель проекта «Семейная реликвия и культурно-историческая память» Сергей Анцифиров, научный руководитель проекта, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Ирина Октябрьская, кандидат исторических наук, научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, преподаватель НГУ Василий Николаев, кандидат исторических наук, ученый секретарь Музея Новосибирска Евгений Антропов.

Научный руководитель проекта Ирина Октябрьская после завершения конференции отметила, что первый опыт проведения такого мероприятия, по ее мнению, оказался очень успешным.

— И я надеюсь, что он будет продолжен, — сказала она. — Сегодня были абсолютно профессиональные работы, за которыми стояло очень правильное понимание метода устной истории, повседневной истории. Кроме того, в них было глубокое погружение в материал и огромный интерес к самому материалу. Мы очень рады, что эта тема вызывает такой отклик. Рады, что среди учителей и школьников есть люди, которые интересуются исторической памятью, повседневной и устной историей, и что в своей работе они соединяют интерес к документам, фотографиям и семейным раритетам. Мы обязательно опубликуем эти материалы на сайте Русского географического общества и будем думать, как дальше работать в этом направлении.

Как сообщают организаторы мероприятия, исследовательская работа, проделанная школьниками и их наставниками, будет также представлена на основном российском сайте для исследователей — антропологов, фольклористов, краеведов — в электронном архиве «Российская повседневность». Также в рамках Международной научной студенческой конференции будут представлены доклады школьников и издан сборник исследовательских работ.