USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Почему настолько мало?

Наталья ИВАНОВА
Депутатам рассказали, что в дальнейшем увеличивать вылов можно будет только за счет технологий пастбищной аквакультуры. Так уже делают на озере Сартлан. Фото: Андрей Заржецкий
Депутатам рассказали, что в дальнейшем увеличивать вылов можно будет только за счет технологий пастбищной аквакультуры. Так уже делают на озере Сартлан. Фото: Андрей Заржецкий

За последние пять лет в регионе выловили более 40 тысяч тонн рыбы

В водоемах Новосибирской области можно ловить на четверть рыбы больше. Основной причиной недоиспользования запасов называют недостаточно эффективную организацию промысла.

Сейчас в Новосибирской области идет промысловый вылов 14 видов рыбы, в том числе щуки, леща, сазана, плотвы, карася, речного окуня, обыкновенного судака, ерша, налима, пеляди. Об этом на заседании комиссии по экологии Законодательного собрания напомнил заместитель руководителя Новосибирского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Дмитрий Сукнев. Эта организация мониторит состояние водных ресурсов и разрабатывает меры по их сохранению и рациональному использованию.

— Общий объем добычи водных биологических ресурсов в регионе за последние пять лет составил 41,8 тысячи тонн, — привел статистические данные Денис Сукнев. — За данный период в целом улов вырос более чем в 1,9 раза. Однако в соответствии с оценками рыбных запасов объем добычи мог превысить 57,2 тысячи тонн. То есть вылов составил около 73 процентов прогнозных величин.

Так, больше половины общего объема рыбы, выловленной в Новосибирском водохранилище и реке Оби в границах региона, приходится на леща — 58 процентов. На озере Чаны и малых озерах добывают преимущественно карася, окуня, плотву; на Сартлане — сазана, численность которого поддерживается зарыблением.

Больше всего рыбы дают водоемы, где есть крупные пользователи. У них достаточно крепкая материально-техническая база, чтобы работать при любых погодных условиях, перерабатывать улов и хранить продукцию.

— В Новосибирском водохранилище вылов рыбы производят три крупных пользователя, а объем добычи за последние пять лет составил около 72 процентов от прогнозных величин, — сообщил Денис Сукнев. — На озерах Сартлан и Чаны, где действуют по два крупных пользователя, это показатель превышает 82 процента. В малых озерах, где только мелкие пользователи, рыбные запасы осваиваются далеко не полностью. Вылов в среднем за последние пять лет составил 42,3 процента.

Поддерживая инициативу депутата Николая Мочалина, члены комиссии по экологии попросили его уточнить, каким образом ВНИРО осуществляет вылов рыбы для проведения исследований. Денис Субботин поинтересовался, действительно ли организация имеет разрешение на промысловый вылов рыбы в научных целях, каким образом контролируют соблюдение установленных объемов вылова.

Последовал ответ, что филиал располагает собственными моторными лодками, а также отбирает материалы на промысловых тралах промышленных предприятий. Для проведения исследований организации выдают разрешения на вылов, к примеру на водохранилище — не более процента от прогнозных цифр, что составляет тонну-полторы.

До 2011 года остатки выловленной рыбы ВНИРО разрешалось продавать, а сейчас либо отпускать обратно, либо уничтожать. В последнем случае допускается списание на «котловое довольствие». Численность такой рыбы фиксируется в документах, проверки проводит природоохранная прокуратура. Фактов браконьерства не выявлено.

— Будем в этом направлении работать и держать на повестке дня, — сказал председатель комиссии по экологии Владимир Лаптев. — Предлагаю ВНИРО осуществлять сотрудничество с нами на постоянной основе.

Представленную информацию депутаты приняли к сведению.