Должна быть сильной и крепкой
Морские границы страны находятся под надежной защитой русского флота
Приближается 85-й день рождения Новосибирской области. В честь знаменательной даты продолжаем цитировать архивные номера нашего издания, которые каждый может легко найти на сайте Новосибирской государственной областной научной библиотеки — ngonb.ru.
Главная тема номера «Советской Сибири» от 28 июля 1940 года — патриотизм. «Сегодня — День военно-морского флота, — сообщает передовица. — Пламенный большевистский привет красноармейцам, командирам, комиссарам и политработникам Красного флота — доблестным защитникам морских рубежей нашей Родины!»
Далее в статье «Могучий флот великой советской державы» газета напоминает читателям о том, что морские границы страны пролегают через 14 морей и два океана и что ей полностью принадлежат берега шести морей. «Ясно, что такая страна, как наша, должна быть крепкой и сильной не только на суше, но и на море», — заявляет автор. «В течение столетий весь мир много раз был свидетелем доблестных дел русского военного флота. Замечательными подвигами прославили себя наши моряки в дни Великой Октябрьской социалистической революции и в годы Гражданской войны. Имена героев-матросов Железнякова, Маркина, Хохрякова, Полухина, отдавших свою жизнь за победу рабочих и крестьян, свято чтит наш народ», — отмечает он.
В подборке материалов «Неприступны морские границы СССР» от 28 июля 1940 года говорится: «За короткий срок достигнуты немалые успехи. Изучены в основном берега, подходы к новым базам, шхеры. Новые современные корабли — крейсер «Киров», лидеры «Минск», «Ленинград», миноносцы, подводные лодки, сторожевики, тральщики в любых метеорологических условиях уверенно совершают походы в водах, которые еще недавно были мало изучены, отмечал в «Моряках Балтики» начальник штаба Краснознаменного Балтийского флота контр-адмирал Ю. А. Пантелеев».
О значении праздника рассуждает народный комиссар судостроительной промышленности СССР И. Носенко: «Судостроительная промышленность СССР проводит День военно-морского флота как смотр своей работы, как проверку выполнения важнейших и почетных заданий по строительству кораблей для большого морского и океанского флота Страны Советов».
«Наверху по-прежнему свирепствовал ураган…»
В июле 1940 года официальная газета Новосибирской области рассказывала о жизни моряков и подводников.
28 июля 1940 года на страницах «Советской Сибири» З. Самойлов поведал о подвиге капитана подводной лодки «Щ-324» А. Е. Коняева и экипажа, которые 19 января этого же года подо льдом форсировали пролив Южный Кваркен в Балтийском море.
Вот как описывал З. Самойлов капитана Анатолия Коняева и одного из его соратников в статье «Герои краснознаменной «Щ-324»: «Молодой, высокий, со светлыми голубыми глазами и мягкими чертами лица.Рядом сидел старший политрук Николай Юриных, широкоплечий сибиряк. 14 лет проплавал он на подводных кораблях».
Далее мы узнаем о героическом поступке экипажа: «На глубине 50 метров лежали долго. Николай Юриных и на этот раз остался верен себе: он ходил по отсекам, объяснял обстановку, шутил. От грузной фигуры, широко улыбающегося лица политрука веяло спокойствием. Юриных умел двумя-тремя словами сломить напряженность ожидания. Он всегда был уравновешен и невозмутим, и это передавалось окружающим. Закончилась ледовая вахта. «Щ-324» взяла курс к родным берегам. Снова ледяные поля, проливы, где подстерегал враг, минные заграждения. Родина восторженно встретила своих отважных сынов. С гордостью узнали балтийцы и вся страна, что указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка «Щ-324» награждена орденом Красного Знамени. Анатолию Коняеву присвоено звание Героя Советского Союза, орденами награждены Николай Юриных, Георгий Тархнишвили и многие другие командиры и бойцы этого героического корабля».
Работа предстоит большая
В октябре 1940 года «Советская Сибирь» обсуждала «важнейшие вопросы городской жизни». Статья, посвященная этой актуальной до сих пор теме, так и называется — «За культурный, благоустроенный Новосибирск».
На одно из первых по значимости мест ставилась медицина. «Забота о том, чтобы дело здравоохранения в городе было поставлено еще лучше, желание видеть свой любимый город более благоустроенным, культурным — все это волнует каждого горожанина: рабочего и домохозяйку, учащегося и советского интеллигента», — говорится в статье.
Благоустройство города оставляло желать лучшего: «На улицах и площадях, даже в центре Новосибирска, можно встретить разрушенные тротуары, обветшалые ворота, ухабы на мостовой, неоштукатуренные и поэтому неприветливые фасады зданий». По мнению журналистов областной газеты, если взяться за дело «с огоньком, со страстью», то ситуацию можно все-таки изменить. «Многое предстоит сделать, чтобы превратить Новосибирск — крупнейший промышленный центр, по которому должны равняться все города и районные села нашей области, — в культурный, благоустроенный город. Работа, повторяем, предстоит большая. Но и силы для проведения вполне достаточны», — считали они.