Мобильному учителю — мобильный Интернет
Все школы Новосибирской области до конца 2022 года будут обеспечены доступом к Wi-Fi
Минцифры области на примере новосибирской школы № 137 продемонстрировало, насколько образовательные учреждения включаются в цифровую экономику. Благодаря нацпроекту они оснащаются не только беспроводным доступом в Интернет. Cовременное оборудование позволяет обеспечить как сам учебный процесс, так и его безопасность.
Не только по проводам
Учитель начальных классов и информатики школы № 137 Софья Кокорина показывает на нетбуке школьный электронный журнал. Страницы сменяют друг друга молниеносно. По словам педагога, благодаря проекту работать стало гораздо удобнее.
— Теперь у нас появилась возможность в любом месте нашей школы подключиться к Интернету, — рассказывает преподаватель. — Для учителя очень актуально использование электронного журнала, ведь теперь мы можем в нем и отметки выставлять, и записывать темы, и выкладывать домашние задания. Постоянное подключение к сети позволяет искать информацию, чтобы готовиться к следующим урокам. Причем для этого теперь не нужно быть привязанным к одному рабочему столу. Для чего нужна такая мобильность? Дело в том, что в период пандемии классы закреплены за каким-то отдельным кабинетом, а учитель по этим классам ходит. Поэтому иметь нетбук, ноутбук или планшет под рукой очень удобно. Даже с телефона, если что, можно войти в электронный журнал.
Директор школы № 137 Елена Шаталова объяснила, что в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» города Новосибирска сейчас реализуется проект запуска цифрового Интернета.
— Специалисты «Ростелекома» смонтировали сеть, теперь мы имеем 19 точек для распределения Wi-Fi. Мобильным скоростным и защищенным Интернетом у нас обеспечены все учебные кабинеты, административные и актовый зал. Кроме того, это позволяет нам подключать цифровые камеры, и они уже частично запущены. Информация с камер поступает на регистратор, который хранит ее 30 дней, — прокомментировала директор. — А учителя с помощью мобильного Интернета со своих рабочих мест могут заходить на образовательные платформы, в «Электронную школу». В будущем мы обеспечим беспроводной доступ в Интернет и ученикам.
Мир беспроводных гаджетов
Напомним, Новосибирская область вошла в пилотный федеральный проект по обеспечению школ защищенным доступом в Интернет с помощью единой сети передачи данных — для безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам.
— В прошлом году завершен переломный и важный для региона проект по обеспечению всех школ высокоскоростным Интернетом — от 50 мегабит в секунду для сельских школ и от 100 мегабит в секунду для городских, — отметил министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь. — Это позволяет учебным заведениям полноценно использовать все образовательные электронные цифровые ресурсы. Проект 2021–2022 годов, который мы наблюдаем сейчас в этой конкретной школе, нацелен на обеспечение всех школ сетями Wi-Fi. Причем это касается не только учебных классов, но и полностью всех помещений, включая актовые залы, библиотеки и спортивные залы. Сейчас мы шагаем в мир беспроводных гаджетов — смартфонов, планшетов, ноутбуков. И конечно, важно на территории всего учебного заведения обеспечить возможность беспроводного подключения. В прошлом году мы завершили работу по подключению 304 школ, а до конца 2022-го покрытием Wi-Fi будет обеспечено около 800 школ Новосибирской области в рамках такого же проекта, работы уже ведутся. Таким образом, по результатам 2022 года все школы региона будут обеспечены сетями Wi-Fi. Если раньше был проводной Интернет и к каждому компьютеру нужно было подводить подключение, то сейчас с помощью проекта «Цифровая образовательная среда» школы оснащены современным оборудованием и ноутбуками, в которых уже есть Wi-Fi-модули.
Как пояснил министр, оборудование для беспроводного подключения к Интернету производится новосибирским заводом «Элтекс», часть комплектующих доставляется из Москвы и других регионов. Таким образом, зависимости от импорта и введенных в отношении нашей страны санкций в реализации проекта цифровизации школ нет.
Всевидящее око порядка
По словам Сергея Цукаря, что касается цифровых камер видеонаблюдения, ими оснащены основной вход и запасные входы в здания.
— И теперь в случае каких-то разбирательств можно обратиться к камерам видеонаблюдения, — подчеркнул глава минцифры.
Фото: Светлана Фролова
Интересно, что доступ к сети осуществляется через учетную запись на портале госуслуг, поэтому прорваться в нее посторонним практически нереально.
— Что касается случаев киберхулиганства, сейчас на входах в защищенную сеть стоят фильтры трафика. То есть ресурсы, к которым обращаются, если идет какая-то атака на эту сеть, все это автоматически мониторится и уже на входе пресекается. Тем самым обеспечивается полностью защищенное соединение и предохранение от вредоносной активности и информации, — уточнил Сергей Цукарь.
Дорогое удовольствие
В школах Новосибирской области уже установлено 3 810 точек Wi-Fi и смонтировано 980 камер видеонаблюдения. Как рассказал вице-президент, директор Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком» Николай Зенин, диапазон стоимости оснащения учебного учреждения новым оборудованием — от 500 тысяч до 2 миллионов рублей.
— Одна из задач проекта — гарантировать школам равный доступ к цифровой инфраструктуре вне зависимости от того, где они расположены, в региональном центре или в небольшом поселке. Есть школы разные — крупные и не очень. Для каждой школы выполнялись проектно-изыскательские работы, создавался паспорт учебного заведения, делался сметный расчет. На основании этих данных определялась стоимость, количество оборудования, которое необходимо для оснащения каждой конкретной школы, по тем параметрам, которые предусмотрены этой программой, — рассказал Николай Зенин.
Заместитель министра образования региона Владимир Щукин считает опыт школы № 137 примером интеграции проектов и программ, которые реализуются в рамках национального проекта «Образование». Тем не менее отказываться от проводного Интернета совсем пока преждевременно, считают в министерстве.
— Конечно, Wi-Fi позволит усовершенствовать учебные и организационные процессы, создать дополнительные возможности и новые универсальные подходы при подготовке занятий, — согласен Владимир Щукин. — Но образовательная организация выполняет и множество других функций, связанных с финансами, экономикой, хозяйственной деятельностью, и, чтобы вести эти системы, обычная стационарная интернет-связь больше подходит.
ИНТЕРЕСНО
Точка доступа Wi-Fi находится в школьной учительской и выглядит совсем неприметно.
Коммутационный шкаф также размещается в учительской, закрывается на ключ и нужен, как пояснил системный администратор школы Вячеслав Кучеренко, для сопряжения элементов локальной сети.