Этот ребёнок не может быть один
Единороссы внесли в Госдуму предложение госпитализировать детей-инвалидов вместе с одним из родителей
Растить детей, у которых серьезные проблемы со здоровьем, а тем более инвалидность, очень тяжело. Часто им требуется медицинская помощь в стационаре. Если малышей до четырех лет кладут вместе с мамой, то тех, кто постарше, — одних. Чтобы наконец разорвать этот порочный круг страданий, на днях в Госдуме РФ приняли в первом чтении законопроект «Единой России» о госпитализации детей-инвалидов с родителями. Обсуждаем проблему вместе.
Многие инвалиды в любом возрасте не могут пожаловаться, сообщить о своих нуждах медицинскому персоналу больницы, нередко они не способны себя обслуживать. Оставшись одни в больнице, дети очень страдают. Их родители это понимают и, оказавшись в такой ситуации, тоже переживают. Но дело в том, что без лечения и реабилитации состояние здоровья таких ребятишек неизбежно ухудшается.
Председатель общественного совета партийного проекта «Единая страна — доступная среда», депутат Законодательного собрания Новосибирской области Елена Спасских рассказала, что этот законопроект был внесен в Госдуму РФ в сентябре 2021 года.
— Его авторами выступили группа депутатов фракции «Единой России» и сенаторы-единороссы, — уточнила депутат. — Проект предлагает признать статус «ребенок-инвалид» достаточным основанием для нахождения в стационаре вместе с одним из близких людей — на безвозмездной основе и без дополнительных медицинских показаний.
Для того чтобы узнать мнение родителей, воспитывающий детей-инвалидов, мы отправились вместе с Еленой Игоревной в гости к семье новосибирцев Сапроновых.
Семья живет в частном секторе, расположенном недалеко от реки Оби. / Фото: Андрей Заржецкий
Они живут в частном секторе, расположенном недалеко от реки Оби. Открываем калитку и идем по двору к довольно крутой лестнице, ведущей на крыльцо. Нас встречает симпатичная молодая женщина — Екатерина Сапронова. Оба ее сына имеют инвалидность и часто лежат в больнице. У Никиты — ДЦП, у Димы — аутизм. Но сегодня мы познакомились только с Никитой. Худощавый мальчик с лицом ангелочка.
Паренек сидит в инвалидной коляске и смотрит мультфильмы. По всей видимости, гости в доме бывают нечасто, потому что, увидев нас, мальчик разволновался. Мама гладит его по голове, обнимает за плечи, берет за руку, стараясь успокоить. Но это не так просто сделать — первые 15 минут видно, что ребенку не по себе. Затем он то ли устает, то ли понимает, что опасности нет, и успокаивается.
Екатерина Сапронова считает, что законопроект, который инициировала партия, очень важен для таких семей, как они.
— В конце прошлого года мне пришлось экстренно госпитализироваться с Никитой, — рассказала наша собеседница. — Выслушав мои мольбы, главный врач больницы разрешил мне остаться с сыном. Но, поскольку места для родителей детей старше четырех лет в стационаре не предусмотрены, две ночи мне пришлось спать вместе с ребенком на одной кровати. Было очень сложно и ему, и мне. Хорошо, что потом, после выписки очередного пациента, освободилась кровать и мы могли лечь с Никитой отдельно.
Женщина рассказала, что всегда первым делом интересуется при госпитализации, есть ли возможность лечь с ребенком в отдельную палату, пусть даже платную. По ее словам, платных палат или вообще нет в стационарах, или они уже заняты другими пациентами.
Со вторым сыном, Димой, тоже проблемы, хотя физически он вполне развит.
— У него диагноз «аутизм», — говорит мама. — Дима, несмотря на инвалидность, может себя обслуживать сам, но он не разговаривает, не общается с другими людьми. Как можно его оставить одного в больнице? А договориться с врачами о совместном пребывании с сыном в стационаре получается не всегда, ведь детские больницы, как правило, переполнены...
Председатель общественного совета партийного проекта «Единая страна — доступная среда», депутат Законодательного собрания Новосибирской области Елена Спасских — одна из инициаторов важного законопроекта. / Фото: Андрей Заржецкий
По словам Екатерины Сапроновой, недавно ей снова пришлось пережить стресс: у Димы поднялась высокая температура, которую не получалось сбить в домашних условиях.
— Вызвали скорую, — рассказала она. — Пока неотложка ехала, я переживала, что ребенка могут положить в больницу без меня. Для детей с ментальными или умственными нарушениями остаться в незнакомом месте одному, без близких людей — тяжелейший стресс, который может ухудшить и без того слабое здоровье. Я уверена, что Диму тоже нельзя класть в больницу одного. К тому же могут быть проблемы с соседями по палате. Врачи и медицинские сестры и так работают в усиленном режиме, на них лежит огромная нагрузка. Разве есть у них время приглядывать за проблемным ребенком? Мне кажется, проще для всех оставить рядом с ребенком-инвалидом его маму, а медики пусть спокойно лечат. С Никитой до четырех лет мы много раз ездили по квоте в московские санатории и питерские стационары. Так как он был маленький, мне предоставляли койко-место и питание, а родители детей более старшего возраста спали на раскладушках и надувных матрасах, которые привозили с собой. Так не должно быть, это неправильно.
Депутат Елена Спасских знает об этой проблеме давно: к ней на прием много раз приходили родители и опекуны с просьбой решить вопрос.
— Во время круглых столов, обсуждений и встреч было очень много вопросов, связанных с госпитализацией, оплатой больничных листов, трудоустройством, образованием детей с ОВЗ, — говорит депутат. — Эти проблемы много раз обсуждались с родительской и медицинской общественностью. Инициатива госпитализировать детей-инвалидов вместе с их родителем или опекуном вошла в народную программу «Единой России». Даже здоровые дети не всегда могут лежать в больницах без родителей, а здесь случай особый. Не со всеми заболеваниями и ментальными нарушениями дети-инвалиды могут находиться в больнице самостоятельно. Считаю, что это нужный и своевременный законопроект.
Напомним, законопроект о бесплатной госпитализации детей-инвалидов с родителями был разработан «Единой Россией» по итогам встречи с руководством Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов».