USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Крупнейший из вокзалов

Наталья ИВАНОВА
Уникальное историческое издание бережно хранится в библиотеке редакции «Советской Сибири». Экземпляр подарочный, лично подписан главным редактором газеты Николаем Безрядиным. Фото: Юлия Назаренко
Уникальное историческое издание бережно хранится в библиотеке редакции «Советской Сибири». Экземпляр подарочный, лично подписан главным редактором газеты Николаем Безрядиным. Фото: Юлия Назаренко

Листаем подшивку «Советской Сибири» — главного летописца региона на протяжении более чем ста лет

В честь 85-летнего юбилея Новосибирской области газета «Советская Сибирь» рассказывает, о чем она писала в своих архивных номерах с момента появления на карте страны новой административной единицы. Границы области в то время были значительно шире современных, поэтому в редакцию регулярно слали сообщения, например, корреспонденты Кузбасса. Разделение территории еще было впереди.

Напомним, в номере от 9 февраля 2022 года мы представили небольшую подборку материалов о событиях 1938 года. Не претендуя на исчерпывающее описание исторического момента, мы лишь пытаемся воссоздать настроение эпохи. На этот раз предлагаем заглянуть в некоторые номера «Советской Сибири» 1939 года. Сведения почерпнуты из уникального издания «Строкой отмеченное время», которое наша редакция выпустила в 1969 году.

Читая статью «Вокзал — это дворец на Транссибирской магистрали» от 27 января 1939 года, знакомимся с историей строительства вокзала Новосибирск-Главный, который был введен в эксплуатацию за два дня до этого — 25 января. Событие было, понятно, масштабнейшее. Конкурс проектов вокзала Московское архитектурное общество объявило намного раньше — в 1929 году, выполняя поручение Омской железной дороги.

«…В 1893 году через Обь начали постройку железнодорожного моста, — рассказывают журналисты. — Из центра Сибири поезда через Обь пошли на восток. И здесь, на перекрестке двух великих путей — водного и железнодорожного, — поселок Гусевка через десять лет становится городом Новониколаевском. После свержения колчаковщины и установления советской власти Новониколаевск начинает бурно развиваться. И в 1925 году он переименовывается в Новосибирск. Старый вокзал с его пристройками уже не удовлетворяет этот крупнейший в Сибири железнодорожный узел. В 1930 году рядом со старым вокзалом началась закладка нового, отвечающего всем требованиям советского строя».

В 1939 го­ду здание на­конец-то построено, и выглядит оно, как сообщает газета «Советская Сибирь», необыкновенно: «Вокзал предстал во всем своем величии. Вместительный вестибюль. Вправо — отделанные под гранит два крыла лестниц, ведущих в зал ожидания, вмещающий около двух тысяч человек. Все службы, обслуживающие пассажиров, находятся в одном здании. Здесь и буфеты, и киоски, и парикмахерская, и медицинский пункт. Гостиница на третьем этаже насчитывает 20 чистых и светлых номеров. В номерах установлены 66 хороших кроватей. На первом этаже вокзала со стороны пути — на 5 тысяч мест камера хранения, багажный зал и кассы. Отдельно — красноармейский зал с буфетом и Ленинским уголком. На противоположной стороне — прекрасный ресторан на 300 человек. Здесь же небольшая эстрада для джаз-оркестра».

Однако на этом внутренние работы в ультрасовременном по тем временам здании не закончены. Газета извещает своих читателей, что сделано будет еще немало: «В марте, с окончанием отделки в западной части вокзала, билетные кассы будут помещаться в общем операционном зале. Это будет огромнейшее помещение, по своей кубатуре приблизительно равное залу ожидания. Его высота 18 метров. Новый вокзал действительно является гордостью всех новосибирцев. Он крупнейший из всех вокзалов, имеющихся на линиях Союза. На его строительство затрачено около 14 миллионов рублей».