Деньги вернули, а осадочек остался
Покупатели порой обнаруживают лишние либо двойные позиции в чеках за оплаченные покупки. Что это значит и почему так происходит?
В редакцию газеты обратился раздраженный читатель с вопросом: «Мы все еще боремся с махинациями в торговле?» Геннадий Леонидович сам когда-то работал в «Советской Сибири» и вспоминает, что ловкачей за прилавком открыто пропечатывали в прессе — пофамильно — в фельетонах и гневных авторских колонках. Мир меняется, а обсчет на кассе как процветал, так и процветает.
Если обсчет в магазине — наш читатель столкнулся именно с ним — обнаружен покупателем у кассы, вопрос решается просто. А если обман вскрылся уже дома? Не пойман — не вор, иди докажи, что позиция в чеке лишняя.
В одном из магазинов Геннадию Леонидовичу выдали чек на общую сумму 1 972 рубля. В нем мужчина обнаружил лишнюю позицию — бутылку воды за 35 рублей, которую он не покупал.
Технический сбой?
Недовольный покупатель обратился к директору магазина с претензией. Руководитель торговой точки вернул переплаченную сумму, объяснив, что произошла техническая ошибка, бутылка воды — это, скорее всего, отмененная ранее покупка. Причем якобы отследить это невозможно: отмену товара кассир могла сделать кому-то за несколько человек до пострадавшего покупателя.
Хорошо, конечно, что ситуация разрешилась в пользу покупателя и ему вернули деньги, но осадочек остался. И вопросы.
— Странное дело, — говорит Геннадий Леонидович. — Как такое может быть, что техника ошибается? А если это не ошибка, а преднамеренное действие?
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к специалистам с официальным запросом. На все вопросы ответил заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области советник государственной гражданской службы РФ первого класса Андрей Снегирев.
— Андрей Геннадьевич, может ли кассовый аппарат ошибиться?
— В любом техническом устройстве могут быть сбои в работе, в том числе в связи с неправильными настройками программного обеспечения или неправильным порядком применения этого устройства. Не является исключением и кассовая техника. Вместе с тем необходимо тщательно разбираться со сложившейся ситуацией в каждом конкретном случае. Обращаем внимание, что в случае ошибочно пробитого чека или возврата покупателем товара пользователь ККТ обязан сформировать кассовый чек с признаком расчета «возврат прихода». При этом сумма возврата не может (не должна) оказаться в кассовом чеке, сформированном при расчетах с другими покупателями. Не исключено, что в рассматриваемом случае имел место обсчет покупателя, осуществленный кассиром предприятия, например, в связи с необходимостью погашения недостачи определенной группы товаров.
— Сейчас в супермаркетах стоят кассовые аппараты, которые считывают штрихкод и только тогда пробивают сумму в чек. Как может произойти ошибка в этом случае?
— В случае применения сканеров для считывания штрихкодов, содержащих сведения о реализуемом товаре, могут быть ошибки, связанные с неверными данными о товарах в применяемом программном обеспечении. Как правило, это связано с ценой товара: в ценнике указана одна цена товара, а в кассовом чеке — другая. Либо с неправильным наименованием товара, когда наклеенный штрихкод не соответствует этому товару.
— Насколько правомерно утверждение, что такие ошибки возникают из-за морально устаревших операционных систем и оборудования, которое не справляется со своими задачами? В маленьких магазинах формата «у дома» все еще работают на старых аппаратах. Там вероятность ошибки больше?
— Вся зарегистрированная налогоплательщиками в установленном порядке кассовая техника соответствует требованиям законодательства, включена в реестр контрольно-кассовой техники, который ведет Федеральная налоговая служба. В настоящее время в действующий реестр внесены сведения о 195 моделях ККТ, которые отличаются своим функционалом. Вероятность ошибок зависит в первую очередь от сотрудников предприятий — продавцов, кассиров, а также от возможных неправильных настроек непосредственно кассовой техники.
Внедрение онлайн-касс начато в феврале 2017 года, поэтому говорить об устаревшем оборудовании, по нашему мнению, неправомерно. Вместе с тем этот вопрос более компетентно могут осветить производители кассовой техники, разработчики программного обеспечения или специалисты сервисных центров, осуществляющих техническое обслуживание кассовой техники.
Для пресечения нарушений действующего законодательства, а также обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей Федеральной налоговой службой разработано мобильное приложение «Проверка чека ФНС России». Это приложение позволяет покупателям получать и хранить чеки в электронном виде, проверять легальность чеков, добросовестность продавца, сообщать в налоговые органы о нарушениях закона. Более подробную информацию о порядке применения кассовой техники можно получить на официальном сайте ФНС России на странице «Контрольно-кассовая техника» или по телефону единого контакт-центра 8-800-222-22-22.
Проверяйте, не отходя от кассы
Между тем почти каждый из нас при покупке продуктов порой чувствовал себя обманутым. Например, зайдя в магазин за чаем и сладостями для офиса в один из магазинов крупной торговой сети, журналист увидела желтый ценник с хорошей скидкой на скумбрию холодного копчения. Но на кассе общая сумма покупки оказалась больше ожидаемой — цена на рыбу была выше указанной в скидочном ценнике. На вопрос, как такое может быть, кассир ответила, что скидка закончилась, а работники зала забыли поменять ценник.
Наша читательница поделилась историей, произошедшей с ней в супермаркете. После случившегося она стала внимательно проверять чеки на кассе.
— Набрали для предстоящего праздника целую тележку продуктов. Мысленно я все подсчитала — мне казалось, что укладываюсь в определенную сумму, на остаток планировала купить косметику. Но на кассе сумму назвали выше, чем я рассчитывала. Я расплатилась, а чуть позже стала внимательно изучать чек. Оказалось, что несколько позиций пробиты дважды!
Понятно, что в подобных случаях закрадываются мысли о возможном злом умысле кассира. Если это так, возможно ли наказать тех, кто нас обманывает?
Адвокат Адвокатской палаты Новосибирской области Ольга Буковская прокомментировала ситуацию:
— По Кодексу об административных правонарушениях РФ мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии более тяжких признаков преступлений влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Но доказать корыстные действия со стороны кассира, говорит юрист, практически невозможно, ведь он утверждает, что произошел технический сбой, ошибка, и готов добровольно вернуть деньги. Значит, и привлечь к административному наказанию невозможно. Чтобы подобных инцидентов не было, покупателям имеет смысл внимательно изучать чеки, не отходя от кассы.
Напомним, что ответственность за мелкое хищение напрямую зависит от причиненного ущерба. Ч. 1 ст. 158 УК РФ квалифицирует кражу как преступление при сумме хищения не менее одной тысячи рублей. Если произошло хищение суммы или товара стоимостью до одной тысячи рублей, кража считается мелкой. Такое деяние представляет менее высокую степень общественной опасности, а отношения регулируются Кодексом об административных правонарушениях РФ. Чтобы квалифицировать деяния как мелкое хищение, необходимы следующие условия: наличие убытков, причиненных собственнику; привлекаемое лицо не является собственником или совладельцем имущества; законный владелец полностью или частично потерял возможность распоряжаться имуществом.
За кражу может быть наказание: штраф до 80 тысяч рублей либо штраф в размере полугодового дохода вора; общественные работы до 360 часов; исправительные работы до одного года; лишение свободы до двух лет; принудительные работы сроком до двух лет; ограничение свободы до четырех месяцев.