Золотые ёлочки
Цены на елочных базарах в конце минувшего года просто зашкаливали. Почему?
Незадолго до Нового года специалисты министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области совместно с представителями правоохранительных органов провели рейды по елочным базарам.
Особых нарушений выявлено не было, но цены продавцы заломили недетские.
Еще несколько лет назад вполне приличную пихту можно было взять на елочном базаре за одну-две тысячи рублей в зависимости от размера. Нынче же стоимость зеленых красавиц просто взлетела до небес.
А может, через Интернет?
Пару тысяч просили за низкорослую кривобокую лысоватую уродину, а более-менее приличная ель или пихта обходилась желающим не менее чем в пять тысяч рублей. А элитные датские деревья предлагали и за 15, и за 20, и за 30 тысяч. Были и еще дороже.
В Интернете можно было найти более доступные варианты, да еще и с доставкой на дом: цены на сосны стартовали от 800 рублей, на пихты — от 1 300. Естественно, никаких документов на деревья доставщики не представляли, а расчет производился либо наличными, либо перечислением на телефон. Откуда приехали эти сосны и пихты, насколько законно они были срублены, не представляют ли они опасности, платит ли предприниматель налоги — тайна, покрытая мраком. Но многие покупали — цена-то сходная.
Сто официальных базаров. А остальные?
Как рассказал начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска Виталий Витухин, в 2021 году в Новосибирске работало около 100 официальных елочных базаров.
— Причем 33 из них располагались на муниципальной земле, участки предоставлялись предпринимателям через торги. Иными словами, желающие заняться елочной торговлей через конкурсные процедуры получали право реализовать свой товар на данных площадках. Я не могу назвать точные суммы, но в любом случае они не столь уж и велики, — отметил Виталий Витухин. — Кроме того, еще около 60 елочных базаров разместились на частной земле, были заключены договоры с владельцами данных участков. Возможно, были и незаконные елочные базары, но наши рейды их не выявили.
В лесхозе дешевле на порядок
Проверки законности елочной торговли проводило и министерство природных ресурсов и экологии региона. Как пояснил заместитель министра Валерий Шрейдер, в конце минувшего года в районах Новосибирской области деревья хвойных пород можно было приобрести во всех лесхозах.
— Средняя отпускная цена составляла 420 рублей, и она несколько отличалась по районам в зависимости от вида хвойного дерева и преодоленного расстояния при вывозке из лесосеки. Ценовую политику на новогодних базарах продавцы регламентировали самостоятельно, — прокомментировал Валерий Шрейдер. — Общая площадь земель лесного фонда в области составляет около 4,7 миллиона гектаров, из них на 940 тысячах гектаров произрастает сосна и только на 70,5 тысячи гектаров — пихта. Новосибирские лесоводы ежегодно заготавливают к Новому году около 30 тысяч елей, пихт и сосен. Ель и пихта заготавливаются в основном на территории Маслянинского, Тогучинского, Болотнинского и Колыванского лесничеств.
Нарушений нет — осадочек остался
Какие же документы вправе спрашивать покупатель, приобретая елку? По словам старшего госинспектора отдела организации государственного лесного контроля и надзора минприроды Новосибирской области Сергея Полывина, это накладные на закупку деревьев, фитосанитарные сертификаты, подтверждающие, что товар не содержит вредных микроорганизмов и насекомых. А также свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства и его постановке на учет в налоговых органах, разрешение на организацию торговой точки.
— Все эти документы обязательно должны быть в пунктах продажи новогодних деревьев, — пояснил Сергей Полывин. — Выбирая новогодние деревья в пунктах реализации, граждане вправе запросить их у продавца, чтобы знать, откуда деревья поступили в продажу и соответствуют ли они установленным требованиям. Добавлю, что в ходе рейда 27 декабря 2021 года на елочных базарах Центрального рынка Новосибирска нарушений не выявлено.
«А зачем продавать дешевле»?
То, что проверки не выявили нарушений, безусловно, радует. Чего нельзя сказать о ценах. Перед Новым годом в соцсетях бурно обсуждали этот вопрос. Вот что написал пользователь с ником Свиристель: «Купил в выходные пихту во французском строительном гипермаркете. Отдал 1 777 рублей. Колючая красавица приехала из Эстонии. Внимание! Вопрос: почему эстонская елка, которая ехала в Новосибирск не одну тысячу километров, стоит дешевле деревьев, срубленных в соседних регионах? Как так?» Ему вторит пользователь с ником Клайд: «С живой елкой ничто не сравнится, но с такими ценами, возможно, придется ставить искусственную. Но в целом ничего удивительного, у нас же тут рывок или прорыв в стране, я точно не знаю, но видно, что цены вперед всех рванули». А вот что пишет житель области с ником Santos: «Купил за 500 рублей шикарную двухметровую густую елку в Коченево. Барыги могут дальше сказки рассказывать про ограничения, пихтовое масло и рост курса доллара».
Позицию другой стороны в социальных сетях озвучил пользователь, представившийся предпринимателем из Забайкалья. По его словам, он вполне мог бы продавать свой товар значительно дешевле и не остался бы внакладе, но делать этого не стал. «А зачем? Если все продают по пять тысяч, почему я должен отдавать дешевле? Елки и так покупают», — откровенно признался торговец. Ну что тут можно сказать?