«Я решила написать письмо Сталину»
Уважаемая редакция газеты «Советская Сибирь»! Хочу сказать большое спасибо за акцию «Сердечная ниточка», которая нас всех связала. Добрые дела всегда ложатся на хорошую почву. В этом и есть наш русский характер: проявлять доброту, внимание, заботу о тех, кто в этом нуждается.
Мне 86 лет, я заслуженный учитель РФ, стаж работы 50 лет. Детство мое совпало с военным лихолетьем. Перед войной мы жили в Чулымском районе, в селе Волково. Самый старший брат окончил школу, и его направили учиться в ФЗО. После этого его сразу послали работать начальником пожарной части на только что открытый новый завод. Скоро мама получила письмо, в котором Максим писал, как хорошо жить в новом поселке. Мама решила, что мы должны переехать туда. Она собрала наш скарб, и мы пустились в путь. В те времена уехать на новое место жительства было трудно, так как паспорта колхозников были у председателя. Но маме повезло: с фронта по ранению вернулся ее двоюродный брат, и его поставили председателем колхоза. Он отдал маме паспорт.
В поселок, где жил брат Максим, мы шли босые пешком, а вещи везли в телеге на двух колесах, в которую запрягли корову. Путь в 130 километров растянулся на целый месяц. Есть было нечего. Мы искали всякие съедобные травы. Когда подошли к селу Прокудское, был поздний вечер. Мама зашла в крайнюю хату, и, слава Богу, там жила добрая женщина Мария Михайловна, позже она стала моей учительницей в начальной школе. Она нагрела воды, вымыла нам ноги, смазала ступни солидолом, накормила нас и уложила спать. Мы жили у нее три дня, пока мама ходила на полигон — так раньше Чик называли.
В Чике мы сначала жили в палатке в роще, пока мама искала для нас квартиру. Наконец добрый дедушка пустил нас пожить в сенках. К зиме мама обменяла нашу корову на половину землянки. Окна были на уровне земли, и, когда шел дождь, вода лилась внутрь. Я уже училась в пятом классе и решила написать письмо Сталину. И написала. Но по почте отправлять его не стала, а пошла на станцию, там останавливались поезда воду набирать, выбрала вагон с надписью «Москва» и кинула туда конверт. Через несколько дней к нам приехала комиссия. Меня в тот момент не было дома, я полола в поле картошку. Когда я вернулась домой, начались расспросы — почему я решила написать Сталину. Я им показала, как к нам через окна вода течет. Нам помогли. Вот так закончились наши беды.
Зинаида Гордиенко. Фото: личный архив Зинаиды Гордиенко
Окончила я школу, а мама говорит: иди работай. А мне очень хотелось учиться. На мою радость к нам приехала погостить мамина сестра, тетя Аня. Я сижу и плачу, она спрашивает — в чем дело? Я ей все рассказала: мол, хочу учиться, а мама не пускает. Тогда тетя Аня говорит: «Послушай, завтра я поеду к своей дочери в Колывань, поехали со мной. Там есть техникум, в него и поступишь». Все так и вышло. Я окончила техникум, отработала три года агрономом и пошла учиться дальше — правда, не в сельхозинститут, а в педагогический вуз. Стала работать в школе. Было очень интересно. Потом стала завучем, а после — директором в вечерней школе поселка Чик, после закрытия которой меня перевели в среднюю школу № 7.