Работаем и зарабатываем с колёс
Могут ли фудтраки быть экономически выгодными и привлекательными для туристов?
На прошедшем недавно III Новосибирском торговом форуме, организованном правительством Новосибирской области, эксперты обсудили возможности мобильной торговли. Как показывает практика, этот формат вполне жизнеспособен, но есть и ряд проблем.
Совсем немного времени осталось до проведения в Новосибирске мировых первенств по волейболу и хоккею с шайбой, и все острее встает вопрос: что надо сделать для того, чтобы гостям понравилось в столице Сибири и захотелось сюда вернуться? И немаловажную роль здесь играет организация питания, ведь, как известно, соловья баснями не кормят.
Креатив, понимание и деньги
И тут, как и везде, существуют варианты. Кто-то захочет попробовать что-то необычное и купит на рынке аутентичные сибирские продукты. Кто-то предпочтет солидный ресторан. А кто-то, возможно, не будет тратить драгоценное время на застолья, а перекусит на бегу, во время экскурсии по городу. Но где?
Возможно, в киоске. Понятно, что эти сооружения не слишком украшают город, поэтому мэрия ведет с ними яростную борьбу. Альтернативой им могут стать фудтраки — киоски на колесах. Основное их преимущество — мобильность. По словам президента Ассоциации малоформатной торговли России Владлена Максимова, все мобильные торговые объекты можно разделить на три группы: специализированные магазины, скажем рыбные, молочные или колбасные, торгующие в разных районах города; автолавки, обслуживающие отдаленные села; фудтраки.
— Новосибирск — город небедный, у него много населения. Словом, тут есть креатив, понимание и деньги. Конечно, без фудтраков можно обойтись, но ведь они в числе прочего формируют лицо современного города, привлекательного для туристов, — высказал мнение Владлен Максимов. — Думаю, что и бизнесу такой формат торговли вполне может быть интересен. Да, фудтраки стоят довольно дорого, но и тут есть варианты — без кабины, в виде прицепа, дешевле. К тому же один автомобиль может обслуживать сразу несколько объектов.
Директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Никита Кузнецов считает, что ценность мобильных торговых объектов в их многофункциональности. В том числе их можно использовать в экстренных ситуациях.
— Несколько лет назад в Москву привезли весьма почитаемую православную святыню, которую поместили в храме Христа Спасителя. Увидеть ее захотело очень много людей, выстроилась многотысячная очередь, желающим приходилось стоять часами, — рассказал Никита Кузнецов. — В короткое время туда подъехало около сотни мобильных торговых объектов, которые предлагали еду и напитки на любой вкус и кошелек. Получилась двойная польза: и людей накормили, и предприниматели заработали.
Проблемы и преимущества
Руководитель группы компаний «Шеф Проджект» (TomYumBar, BarBQ) Алексей Макаров поделился своим опытом работы в формате мобильной торговли.
— Мы начали в 2016 году со стритфуда, в 2018 году зашли в ТЦ. Потом пришло понимание, что нужна мобильная торговля, так как у нас мало поваров, да и аренда помещения недешево обходится, — рассказал Алексей Макаров. — Тогда мы приобрели фудтрак. Стоил он дорого, да еще 200 тысяч пришлось отдать за доставку из Москвы.
По словам эксперта, мобильная торговля имеет ряд преимуществ. Во-первых, низкие издержки. Во-вторых, в отличие от ресторана фудтрак может работать в режиме 24/7. И наконец, такой формат предполагает работу навынос, что оказалось актуально во время пандемии. Как рассказал Алексей Макаров, в марте 2020 года выручка фудтрака выросла в двенадцать раз. Кроме того, мобильный объект можно и нужно использовать в рекламных целях — по сути, он сам по себе реклама. При этом фудтраку необязательно стоять на одном месте — он может обслуживать различные городские мероприятия. Чтобы доставить его на новое место, достаточно обычного кроссовера. Еще одно преимущество заключается в том, что такую торговую точку очень легко переформатировать: сегодня в ней можно продавать суп, завтра — кофе, послезавтра — блины или еще что-нибудь.
— Но, к сожалению, кроме преимуществ, есть и проблемы. Например, непонятно, как строить взаимоотношения с муниципалитетом. На данный момент это законодательно вообще никак не регламентируется. Нас спасает то, что наш фудтрак стоит на частной земле, — подчеркнул Алексей Макаров. — Кроме того, его необходимо подключать к коммуникациям. Чтобы нормально работать, нужны электричество, вода, а в идеале еще и канализация. С этим очень сложно. Есть и еще одна проблема — очень трудно найти желающих работать в таком формате, нам приходится сокращать смены.
«Главное — правильная концепция»
Формат мобильной торговли довольно активно использует и сеть быстрого питания «Дядя Денер». По словам ее директора по маркетингу и развитию Юлии Шарафудиновой, в 2019 году компания выиграла конкурс «Торговля России», причем именно в номинации «Мобильный объект».
— Наши фудтраки работают как в городе, так и на различных праздниках. Но, чтобы получить максимальную выручку, надо соблюсти ряд условий, — рассказала Юлия Шарафудинова. — Во-первых, нужно правильно оценить локацию. Во-вторых, максимально сократить меню — сотрудники должны работать очень быстро, чтобы избежать очередей. Кстати, самый лучший наш повар может делать до 80 денеров в час. Не менее важно оценить сам праздник и правильно составить предложение. Поясню на примере. В День Победы мы начали работу в четыре утра — кормили участников парада на площади Ленина. Как известно, парад начинается гораздо позже, в десять, солдаты и офицеры успевают проголодаться. Не менее важно оценить погодные условия. Если жарко — предлагать прохладительные напитки, если холодно — горячие.
По словам Юлии Шарафудиновой, сеть «Дядя Денер» также использует мобильные объекты, чтобы оценить перспективы локации. Сначала устанавливают фудтрак и смотрят, как идут дела, насколько торговая точка востребована, какова выручка.
— Если нас все устраивает, устанавливаем павильон. Если нет, ищем другое место, — пояснила эксперт. — Стоит ли игра свеч? Безусловно, стоит. Главное — правильная концепция.
КОММЕНТАРИЙ
Максим Останин, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— Недавно во время нашего визита в Москву мы обсуждали вопросы малоформатной торговли. Нам показали несколько очень интересных концепций. Например, сегодня сети быстрого питания активно развивают такие персоны, как Гарик «Бульдог» Харламов и Тимати. В московском парке культуры и отдыха имени Горького есть отдельный паркинг для фудтраков, который привлекает множество туристов. В Новосибирске фудтраки тоже есть, но их пока мало, хотя этот формат довольно перспективный, особенно в свете грядущих мировых чемпионатов. Думаю, мобильные торговые объекты можно использовать не только на различных городских праздниках, концертах и фестивалях, когда, конечно, эпидемиологическая обстановка позволит нам их проводить, но и как важный элемент туристической инфраструктуры.