USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Что останется после нас

Светлана ФРОЛОВА
Макет новосибирского театра и его проект в 1937 году показали в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при. В 1938 году макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Макет новосибирского театра и его проект в 1937 году показали в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при. В 1938 году макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Принятые в 2021 году решения о сохранении архитектурных памятников Новосибирска поистине эпохальные

К декабрю 2021 года число памятников культурного наследия региона, официально включенных в реестр, достигло 560. Новосибирск и область в целом начинают накапливать привлекательный для туристов ресурс. И пожалуй, самое ожидаемое событие — купол оперного театра будет укреплен.

Как мы уже сообщали, решена судьба нескольких объектов в бывшем военном городке. Новосибирцы очень переживали, что историческое место просто застроят высотками.

— В октябре был подписан приказ о включении в реестр 425-го госпиталя, — уточнила начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области Елена Медведева.

В 2021 году для зданий на этой территории разработали зоны охраны.

— В 2020 году мы включили в реестр пять памятников Военного городка, — рассказала Елена Медведева. — Один из них — баня рядом с объектом № 28, жилым домом для офицеров. Баня, конечно, разрушена, но она построена с соблюдением канонов той эпохи и является неотъемлемой частью комплекса. Мы подготовили зону охраны для этой бани, а еще для конюшни и жилого дома № 56 на улице Бориса Богаткова, хоть он и находится немного в стороне. Зоны охраны будут дополнены и расширены.

Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

В годы Гражданской войны и период диктатуры Колчака в Военном городке размещались не только белогвардейцы, но и польские легионеры и бойцы Чехословацкого корпуса. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

В результате трехлетних споров с мэрией Новосибирска наконец-то подписан приказ о признании памятником достопримечательного места «Красная горка». И да, для Новосибирска это большая победа.

— Мы определили границы территории достопримечательного места и предмет его охраны, то есть ряд домов, их архитектурные и стилистические особенности и зеленые насаждения. Это район улицы Богдана Хмельницкого вплоть до улицы Александра Невского, занимающий восемь кварталов, — уточнила начальник госинспекции.

В настоящее время находится на рассмотрении проект охраны кинотеатра «Металлист».

Непросто застроить, непросто содержать

Можно ли вообще что-то построить на территории исторических объектов?

— Много концепций было предложено для Военного городка, — привела пример Елена Медведева. — Наша задача — сохранить комплекс, установить границы территории и зоны охраны, которые обеспечат визуальное восприятие этих памятников. Конечно, в пределах этих зон строительство в принципе запрещено, возможна только реконструкция объектов в существующих габаритах. А вот за пределами зоны охраны, вокруг Военного городка, есть гаражи, пустыри, брошенные территории, которые сейчас не застроены. Теоретически строительство там возможно. Но я слышала много раз, что эта территория «тяжелая» — невозможно просто построить жилые дома и уйти оттуда. Там нет социальной инфраструктуры в принципе. Нужны школы, детсады, поликлиники, нужна культурная среда.

Этими вопросами занимаются специалисты мэрии и министерства строительства Новосибирской области, уточнила начальник госинспекции. По ее словам, уже семь зданий в Военном городке находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом они используются в основном Министерством обороны либо являются жилыми многоквартирными домами.

Фото: Андрей Заржецкий

Здание Новосибирского обкома КПСС, ныне Законодательного собрания Новосибирской области. Построено в 1981 году. Архитектор — Михаил Пирогов, который также занимался проектами Дворца культуры имени Чкалова и Монумента Славы. Фото: Андрей Заржецкий

— Как орган охраны наследия, мы наблюдаем, что, если в здании-памятнике располагается госучреждение культуры, это помогает получать финансирование. А наибольшее финансирование идет на памятники, которые находятся в федеральной и региональной собственности и представляют собой действующие учреждения. То есть, чтобы на содержание памятника получить деньги, он должен быть востребован, — отметила эксперт. — В будущем строительство там возможно. Если объекты будут граничить с зонами охраны, будем рассматривать подобные документы.

Елена Медведева сообщила, что сейчас на федеральном уровне прорабатываются инициативы о внесении в законодательство изменений, которые запретят органам власти финансировать подготовку проектов и ремонт исторических зданий, находящихся в частной собственности. Как же содержать такие памятники, например жилые дома, если от них откажется государство?

— Если подобные инициативы пройдут, регион не сможет оказывать финансовую поддержку, за исключением мер социальной направленности, не более того, — пояснила специалист. — Мы сейчас готовим возражение на эти инициативы. И конечно, будем добиваться, чтобы наши многоквартирные дома (являющиеся памятниками. — Прим. ред.) все же получали дополнительные деньги на ремонт и реставрацию.

В самом деле, если здание признано памятником, а значит, имеет ценность для общества, то почему это общество — граждане, налогоплательщики не могут настаивать на сохранении исторического наследия для следующих поколений? Тот же конструктивизм, привлекая к нам туристов, вносит свою лепту в экономику региона. Пока мизерную, но тем не менее.

Станут ли памятниками отель и руины пивзавода?

Увы, специалисты до сих пор спорят о необходимости сохранения советского наследия.

Фото: Андрей Заржецкий

Отель Marriott («Марриотт») построен в стиле модерн. Раньше на его месте стояли здания эпохи конструктивизма. Фото: Андрей Заржецкий

— Даже для активистов — сторонников сохранения наследия значение этих зданий не очевидно. Многие говорят о конструктивизме как о бедном на архитектурные элементы и какие-то яркие проявления стиле. Но это определенное время, определенное течение, свои материалы — может, не очень качественные, потому что это начало советской власти, а мы понимаем, в каком состоянии находилась страна в тот момент. Простота этих форм имеет свою прелесть. И в мире есть подобные примеры — например, Баухаус в Германии. Мы не можем сравнивать наши объекты с барокко Санкт-Петербурга, с императорскими дворцами — это совсем другое. Мы сейчас подходим к этапу, когда модернизм наступает на нас, и говорить, что нет ничего красивого в здании Законодательного собрания, пусть и переделанном, уже нельзя. Мне недавно задали вопрос, какое из современных зданий когда-нибудь может быть признано памятником. У меня есть на примете такое здание, я им восхищаюсь, и мне кажется, что оно когда-нибудь получит признание. Это отель «Марриотт». Однозначно и стиль, и проект, и реализация превосходные, — считает Елена Медведева.

Недавно специалисты региональной госинспекции рассмотрели предложение взять под охрану в качестве объекта наследия здание бывшего пивзавода.

— Вопрос о руинах завода на месте бывшего поселка Бугры отправили на доработку, потому что на научно-методическом совете признали — материалов для такого решения мало. Эксперты засомневались, что это памятник архитектуры. Скорее всего, это археология, — сообщила Елена Медведева.

Фото: Андрей Заржецкий

Фото: Андрей Заржецкий

Старинное здание бугринского пивзавода все-таки еще не «археология», вполне осязаемо и достойно внимания туристов. Но сохранение его, понятное дело, требует больших затрат. Неужели пусть и в самом деле обращается в руины? Фото: Андрей Заржецкий

По ее словам, проведение спасательных археологических раскопок — тоже тяжелый вопрос. В Новосибирской области за последние десять лет такое решение было принято в отношении только двух объектов.

— В мировой практике подход иной. Возможны варианты. Можно законсервировать руины специальными составами, укрепить грунт. Можно организовать демонстрацию музейного характера, когда такой памятник становится частью туристического маршрута. Такое мы наблюдаем в Севастополе, где создан государственный историко-археологический музей-заповедник федерального значения «Херсонес Таврический».

И снова про купол оперного: дело  сдвинулось

Через год реставраторы обещают вернуть куполу новосибирского театра оперы и балета исторический облик.

— Дело в том, что за множество лет реконструкций и реставраций произошло следующее. Первоначальная однослойная металлическая кровля стала двухслойной, и некоторые участки, особенно прилегающие к стене, остались вообще без «чешуи», — рассказала Елена Медведева. — В то время это были вполне обоснованные проектные решения, но они изменили исторический облик. Если посмотреть на фотографию купола сверху, то видно, что по нему идет гирлянда, такая цепочка из имитации листьев. В настоящее время под этими гирляндами просто прямоугольные металлические листы, которые не имеют никакой декоративной выразительности. Реставрация проходила сначала в 1991-м, а потом в 2004 году. В те времена хозяйственные условия были таковы, что были приняты вот такие реставрационные решения. Сейчас собственник решил вернуть первоначальный облик.

050-24-02.jpg

Еще одна важная часть проекта — изменение стропильной системы, которая находится между железобетонным куполом и кровельным покрытием. Изначально она состояла из обычных бревен. Через несколько десятилетий, еще до 1991 года, их заменили на деревянные брусья.

— Замена этих бревен происходила постепенно, потому что однослойная кровля пропускала воду и стропила разрушались. То есть технические решения были обоснованными, — пояснила Елена Медведева. — Сейчас проектные и подрядные организации имеют значительный опыт. И проектировщик подготовил новое решение: убрать эту неисторическую стропильную систему, убрать брусья, которые расположены хаотично — тогда нужно было подставить хоть что-то, лишь бы держало, — и установить самонесущую металлическую конструкцию, которая должна принять на себя и нагрузку сверху, и железобетонный купол.

Проект реконструкции был одобрен, на очереди — проектно-сметная документация. Ремонт и реставрация купольной системы здания оперного театра оценивается почти в 1,2 миллиарда рублей.