Рождение новой доминанты
Строители четвертого, Центрального моста в Новосибирске завершили работы в русле реки
Многотонная конструкция пролетного строения пересекла русло Оби от левого до правого берега на высоте 13,5 метра над водой. Возведение важного для региона объекта проконтролировал губернатор Андрей Травников.
— Сегодня у мостостроителей важное событие — завершена надвижка пролетного строения на последнюю опору, которая расположена в русле реки, — сказал глава региона.
Пролетное строение моста надвинуто на последнюю опору в русле реки. А на фото ниже — эта же опора всего месяц назад, тогда ее корпус только обретал контуры. Фото: Андрей Заржецкий
По словам генерального директора Группы «ВИС» Дмитрия Доева, работы в русле реки — сложный процесс, который потребовал координации действий строителей, специального технического флота, тяжелой техники, размещенной на баржах и технологических островках.
— Работы выполнялись с учетом гидрологических режимов и никак не сказались на прохождении паводка прошлой весной. Наш проект имеет целый ряд особенностей, главная из которых — масштабное строительство развернуто практически в центре мегаполиса. Приходится работать в сжатые сроки и с учетом того, что необходимо минимизировать неудобства для новосибирцев, — отметил Дмитрий Доев.
Фото: Андрей Заржецкий
Инвестор также пояснил, что удорожание металла стало болезненной проблемой для мостостроителей.
— Цены на металл росли гораздо большими темпами, чем предполагалось в соответствии с коэффициентом-дефлятором. Но на сегодняшний момент заказан весь металл для всех пролетных конструкций — куплен, предоплачен и идет на изготовление в соответствии с графиком работ, — сообщил гендиректор компании.
Рабочих рук хватает — в строительстве моста задействовано более 1 200 человек. Здесь трудятся специалисты из всех регионов России, при этом новосибирские рабочие, по словам Дмитрия Доева, «занимают доминирующее положение».
Кажется, взгляд скульптуры российского императора устремлен на строящийся пилон Центрального моста. Думается, Александр III оценил бы этот момент в истории Новосибирска, ведь эпоха его правления была связана с решением важных государственных задач в транспортной сфере России. Фото: Андрей Заржецкий
Сейчас закончена 12-я стадия надвижки — за восемь с половиной месяцев собрано и воздвигнуто над руслом Оби пролетное строение длиной 546 метров и весом 7 432 тонны. Работы выполняются с помощью четырех мощных гидравлических домкратов. Всего предусмотрено 16 стадий надвижки, а общая масса пролетного строения превысит 10 тысяч тонн. Оно станет основой автодорожного полотна протяженностью 1,5 километра. После достижения правого берега конструкция пройдет над парком «Городское начало» и состыкуется с вантовым участком моста.
К концу 2021 года техническая готовность по всему проекту составит 45 процентов. На данный момент возведено 12 из 18 опор моста, включая три русловые опоры.
Фото: Андрей Заржецкий
На левом берегу — на строительстве двух тоннельных путепроводов через Транссибирскую магистраль и на улице Станиславского — работают два проходческих комплекса.
На правом берегу продолжается сооружение 114-метрового пилона в форме буквы «Н» — это символ будущего моста и новая архитектурная доминанта города. На высоте 12 метров над землей смонтирована нижняя бетонная перемычка, которая обеспечит устойчивость всей конструкции. С помощью 70 вант пилон будет удерживать участок моста. Он спроектирован комбинированным: 230 метров — пролетное строение с ортотропной плитой и 150 метров — сталежелезобетонная конструкция, аналогичная той, что уже надвинута над руслом реки.
Сборка вантового пролетного строения уже началась. Строители завершили монтаж и установку на опорные части стартового блока массой 80 тонн. Он позволит вести сборку металлоконструкций. За площадью инженера Будагова продолжается строительство транспортных съездов с правобережной развязки и второй этап реконструкции Зыряновского путепровода.
На фото справа-налево: губернатор Новосибирской области Андрей Травников и гендиректор Группы «ВИС» Дмитрий Доев. Фото: Андрей Заржецкий
Напомним, что в связи с пандемией COVID-19 строительство моста немного отставало от графика. Губернатор Андрей Травников отметил, что «в октябре-ноябре 2021 года концессионер восстановил темпы работ, конечный срок, определенный вице-премьером Маратом Хуснуллиным, — открыть рабочее движение в декабре 2022 года — остается в силе».
Весь график работ направлен на выполнение этой задачи.
— Мы подтверждаем все сроки, которые стоят перед нами, понимаем важность этого объекта для Новосибирска, — подчеркнул Дмитрий Доев. — Концессионер принимает все необходимые меры, чтобы наверстать небольшое отставание, которое у нас сложилось в начале осени. На сегодняшний день все организационные мероприятия проведены и работы идут в соответствии с графиком.
СПРАВКА
Инвестором проекта создания новой мостовой переправы выступает Группа «ВИС». Проект реализуется с участием средств федерального и регионального бюджетов. Концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации моста через реку Обь было подписано 6 декабря 2017 года. Концедент — правительство Новосибирской области (министерство транспорта и дорожного хозяйства), концессионер — ООО «Сибирская концессионная компания» (входит в Группу «ВИС»), финансовый партнер — Газпромбанк.