Подделка грозит неприятностями и с законом, и со здоровьем
В связи с требованиями предъявить QR-код выросли риски мошенничества в Интернете и продажи фальшивых медсправок
За изготовление и использование фальшивых документов, в том числе медицинских, можно получить большие неприятности. Известный факт. Тем не менее некоторых граждан не останавливает статья Уголовного кодекса. Или народ у нас до такой степени непуганый, или охота «проскочить» пуще неволи. В буквальном смысле.
Недорогой сетевой бар в Новосибирске, пятница, время примерно половина третьего. Обычно в этот час здесь не протолкнуться — бар предлагает бизнес-ланчи по доступной цене. Сегодня ажиотажа нет, но посетители есть — за пару минут желающих пообедать набралось человек шесть.
На входе любезная девушка просит предъявить QR-код. Подаю смартфон вместе с паспортом.
— Нет-нет, паспорт не нужен. Вот будет постановление губернатора проверять QR-коды вместе с паспортом, тогда и будем это делать. Пока что не было, — утверждает хостес.
Возникло сомнение: а откуда у проверяющего персонала такая уверенность, что я предъявляю мой собственный код, а не чужой?
Пока мы раздевались, человека три-четыре развернули. Люди не возмущаются и идут в другое место, о чем так и заявляют работникам кафе, правда, непонятно: зачем идти в другое место, если QR-кода нет?
В социальных сетях тема получила разогрев: в защиту антиваксеров поднимаются «диванные» эксперты и правозащитники, которые почему-то забывают о правах вакцинированных граждан, персонала кафе или транспорта на безопасное пространство. Грустно, кстати, когда этот тренд поддерживают медики. Но самое печальное, что процесс уже «оседлали» мошенники, торговавшие и раньше поддельными документами. Для них открылась новая ниша — справки о медотводе, о перенесенном заболевании и QR-коды. В конце октября начальник Управления МВД по Новосибирской области Андрей Кульков сообщил, что полицией региона заведено 17 уголовных дел по фактам продажи поддельных сертификатов о вакцинации против коронавируса и фиктивных ПЦР-тестов на COVID-19. Недавно в Москве вскрылась целая база данных граждан, купивших сертификаты, то есть нарушивших закон...
Увы, спрос на «вездеходы» вырос в связи с введением ограничений (раньше требовалось предъявить справку только на работе, а теперь ее значение в жизни укрепилось) настолько, что мошенники взвинтили и цены на востребованный товар. До введения обязательных QR-кодов для посещения кафе или кино поддельный сертификат о вакцинации стоил в среднем пять тысяч рублей, справка о перенесенном заболевании — три тысячи, поддельный результат ПЦР-теста — 2,5 тысячи рублей. Теперь цены, судя по предложениям в Интернете, выросли в разы: например, прививочный сертификат стоит 15–20 тысяч рублей. Кстати, полно отзывов от тех, кто заплатил мошенникам, но так ни с чем и остался.
Главное управление МВД России по Новосибирской области напоминает, что действующим законодательством предусмотрено наказание не только для продавцов поддельных документов, но и для покупателей. Причем гражданин, приобретающий поддельный сертификат о вакцинации от COVID-19, подлежит привлечению к уголовной ответственности вне зависимости от того, использовал он его или нет. За подделку и сбыт сертификата о вакцинации максимальное наказание — до двух лет лишения свободы, а за покупку и хранение документа — до одного года лишения свободы. Если обладатель поддельной справки окажется источником инфекции, ему может грозить наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в зависимости от тяжести последствий — крупный штраф или исправительные работы. А в случае летального исхода нарушителю грозит до пяти лет лишения свободы.
И полиция серьезно взялась за вычисление контор типа «Рога и копыта», продающих поддельные меддокументы. Так что если у кого-то возникла нехорошая мысль о покупке такового, лучше от нее отказаться — от уголовной ответственности никакой диванный адвокат не спасет. И, что еще страшнее, вирус справку смотреть не станет, ему бы предъявить антитела, а у обманщика их не окажется. В случае заражения ковидом бесполезно врать и докторам о прививке, которая не защитила. Реанимация — это не социальные сети.