USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Ставки растут

Инна ВОЛОШИНА
Ставки транспортного налога актуализировали. Главное, чтобы это пошло на пользу нашим дорогам. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Ставки транспортного налога актуализировали. Главное, чтобы это пошло на пользу нашим дорогам. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Депутаты приняли в первом чтении законопроект о повышении транспортного налога

Самой резонансной темой очередной сессии Законодательного собрания Новосибирской области стало повышение транспортного налога. Стоит отметить, что в нашем регионе размер ставок не корректировали пятнадцать лет, с 2006 года. С тех пор, конечно, многое изменилось.

Парламентарии надеются, что это даст возможность лучше содержать местные дороги — поступления от этого вида налога направляются в дорожный фонд.

Дорогое и необходимое

— Разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью актуализировать ставки транспортного налога. Как известно, именно на эти налоговые отчисления содержатся местные автодороги, — доложил депутатам заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко. — К тому же ставки транспортного налога установлены в рублевом эквиваленте, а не в процентах. А за пятнадцать лет, прошедших со времени утверждения ставок, зарплаты выросли в среднем в пять раз, в пять раз поднялись цены на автомобили. Материалы, применяемые для ремонта дорог, например песок и щебень, тоже подорожали в два-три раза.

По словам главы регионального минфина, рабочая группа, куда входили сотрудники министерств, специалисты областной контрольно-счетной палаты и депутаты Законодательного собрания, прежде чем установить новые ставки, тщательно изучила подходы и методы расчета, применяемые в других регионах. Главным было не нарушить принцип социальной справедливости, так как подавляющее большинство сегодняшних плательщиков налога — физические лица. Поэтому авторы законопроекта разделили все транспортные средства на две большие группы: для семьи и бизнеса; для отдыха и развлечения. Ко вторым относятся мощные катера, яхты, дорогие автомобили, которых у подавляющего большинства жителей региона попросту нет. На предметы роскоши ставка вырастет в разы.

Кто выиграет, а кто проиграет

Что же касается автомобилей не слишком мощных и, соответственно, не очень дорогих, которые как раз и преобладают в автопарке региона, то для них, по словам Виталия Голубенко, предложили установить следующие ставки.

За автомобили мощностью до 100 лошадиных сил теперь надо будет платить 1 000 рублей в год вне зависимости от года выпуска.

Для авто мощностью до 150 лошадиных сил авторы законопроекта предложили ставку 2  200  рублей в год. Но это касается новых автомобилей. А если возраст машины от пяти до десяти лет, то владелец будет должен налоговой три четверти от этой суммы, или 1 650 рублей в год.

Для машин мощностью от 100 до 150 «лошадей» старше десяти лет ставка будет равна половине базовой, то есть 1 100 рублей в год.

Транспортные средства мощностью до 40 лошадиных сил налогом не облагаются.

Много это или мало?

Владельцы маломощных автомобилей по новому закону будут платить больше. Вот пример. Раньше десятилетняя «Лада Калина» мощностью 80,9 лошадиной силы в нашем регионе облагалась по ставке 6 рублей за «лошадь», то есть 485 рублей в год. Теперь она будет обходиться в 1 000 рублей в год, независимо от того, новая это машина или старая. Столько же придется выложить и за раритетный дедушкин «москвич» 1956 года выпуска, и за старую папину «шестерку» 1985 года.

А как обстоят дела с более мощными авто?

Возьмем для примера пожилую иномарку. Их на просторах Новосибирской области не счесть. Так, раньше за «Мазду Капеллу» 1999 года выпуска мощностью 140 лошадиных сил надо было платить 1 400 рублей в год. Кстати, в соседнем Алтайском крае за точно такой же автомобиль ежегодно взыскивают 2 800 рублей. Теперь житель нашего региона — владелец повидавшей жизнь «японки» должен отчислять 1 100 рублей. Так что тут безусловный выигрыш.

Полбака — ни о чем

Как пояснил Виталий Голубенко, авторы законопроекта при разработке размера ставок транспортного налога отталкивались от средней стоимости бака бензина. В год «сферический автовладелец в вакууме» заправляется 25 раз — опять же, в среднем. Таким образом, для авто мощностью менее 100 «лошадей» ставка налога теперь будет равняться стоимости примерно половины бака бензина, для машин мощностью от 100 до 150 лошадиных сил — примерно трех четвертей бака. Вполне подъемно.

— К тому же от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды, родители детей-инвалидов, а также пенсионеры, — добавил Виталий Голубенко. — Думаю, что актуализация ставок транспортного налога — посильная и обоснованная инициатива.

А может, отчисления повысить?

Тем не менее у депутатов возникли вопросы.

— Реальные доходы населения не то чтобы растут, а мы предлагаем увеличить налог. И  это притом что мы видим, как идут дорожные работы, каково качество отремонтированных дорог. Сначала необходимо добиться, чтобы средства дорожного фонда использовались эффективно, а потом уже перейти к тому, чтобы повышать транспортный налог, — высказал мнение депутат Сергей Левшенков.

Виталий Голубенко согласился с парламентарием, но заметил, что одно другому не мешает: можно поднять налог и в то же время работать над более эффективным использованием средств, направленных на содержание местных дорог.

Депутат Яков Новоселов обратил внимание коллег на то, что состояние дорог зависит не от ставки транспортного налога, а от размеров отчислений в дорожный фонд.

— У нас, насколько мне известно, в дорожный фонд отчисляется двадцать процентов, а в других регионах и по пятьдесят, и по восемьдесят процентов. Может, и нам следует так сделать, если нас так заботит состояние дорог? Считаю такое предложение не вполне своевременным в текущей ситуации, — заявил парламентарий.

Точку в дискуссии поставил заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков.

— За пятнадцать лет мы не единожды обсуждали этот вопрос, но всегда находились причины, чтобы сдерживать рост транспортного налога, — подчеркнул депутат.

Большинством голосов участники сессии Законодательного собрания приняли закон «О внесении изменений в статью 2.2 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области».

КОММЕНТАРИЙ
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:
— В выступлении министра финансов Виталия Голубенко по поводу транспортного налога достаточно аргументированно было показано — ставки транспортного налога по отдельным видам транспортных средств не менялись с 2006 года. Это вызвало значительный разрыв между размером трат на поддержание нормального состояния областных дорог и собственно ставками. Я бы хотел отметить очень качественную работу рабочей группы, которая готовила изменения в региональный закон. Мне кажется, им удалось максимально соблюсти принцип социальной справедливости в отношении простых людей, которым автомобили нужны для семейных нужд, а также для ведения бизнеса — я имею в виду малое и среднее предпринимательство. Изменения минимальны, кроме того, сохранен большой пакет социальных льгот. Что же касается дорогостоящих транспортных средств, которые используются не каждый день, причем по большей части для развлечения и отдыха, то там будет значительное повышение ставок транспортного налога. В отношении статусных транспортных средств кратность ставки транспортного налога значительно выше. И мне кажется, это вполне справедливо.