Когда мы были большими
Спектакль о настоящей дружбе и мальчиках из восьмидесятых поставили в театре «Глобус»
Прошло тридцать лет с развала Союза. С тех пор вроде бы взрослые люди заболели инфантилизмом, и советские дети выглядят старше этих самых взрослых. И той дружбы, которая населяла дворы нашего детства, уже нет.
В Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус», бывшем Театре юного зрителя, появился спектакль «Мальчики». Его срежиссировал Артем Терехин, который к тому же выступил автором литературной композиции и музыки. Постановка появилась по инициативе Новосибирской автономной некоммерческой организации «Центр «Культурный город».
В правом углу малой сцены собрался небольшой живой оркестр, который возвращает зрителя во времена, когда он мог чувствовать себя в полной безопасности — в раннее детство. «Мальчики» — антипод постановки «Воин», которая появилась пару лет назад в «Первом театре» и была посвящена детям девяностых. Спектакль «Глобуса» — история о детях Советского Союза, которые еще помнят запах теплого августа, знают, что такое настоящая дружба и как должны поступать герои. Эта история не о воинах — она о героях.
Хотя в общем-то с первого взгляда ничего героического в этих мальчиках нет: они не владеют приемами карате, еще не знакомы с японской анимацией, не знают, что такое пикап и никак не могут выучить английский. (Но это ничего — весь этот мусор потом принесут девяностые.) Зато они умеют сами принимать решения, спасать друзей и даже случайных людей, переживать за других, признавать свои ошибки и учиться на них. И если уж умирают, то чтобы спасти того, кто слабее, потому что «сам погибай, а товарища выручай». О таких ребятах рассказывали в своих произведениях советские детские писатели, например Владислав Крапивин, автор замечательных книг «Ковер-самолет», «Мальчик со шпагой», «Застава на Якорном поле» и многих других. Сам литератор и педагог, увы, покинул нас год назад, но книги его остались в золотом фонде детской литературы.
Генка (Александр Липовский) знакомится с Владькой (Станислав Скакунов), который хоть и слепой, но отлично умеет делать воздушных змеев. Фото:
Фрол Подлесный
Сюжет спектакля взят из повести Крапивина «Та сторона, где ветер» и рассказывает о жизни четырех друзей и слепого мальчика Владика. История вроде бы простая и позитивная: о том, как дети знакомятся, как привыкают к особенностям друг друга, а затем вместе находят выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Оказывается, если даже шансы очень невелики, все-таки можно, например, излечить даже неизлечимый недуг. Правда, за одной проблемой может прийти другая, но из этого и состоит жизнь — из преодолений. Не из вечного праздника, не из бесконечных подарков, а из воспитания себя. Парадоксально, но мир советских детей на сцене — это мир взрослых.
Интересно, что режиссер подчеркивает это через… возраст актеров: на сцене нет детей. Ты видишь взрослых, которые не кривляются, как это, увы, часто принято в современном детском театре, не хлопочут лицом, пытаясь изобразить ребенка. Они — взрослые, играющие в детей, вспоминающие себя в детстве. В какой-то момент один из них — задумчивый бородатый тридцатилетний мальчик в панамке даже бросает зрителю подсказку: «Пятилетние дети так не выглядят. Пятилетние дети так не рассуждают».