USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Чтоб строить и не жалеть о содеянном

Наталья ИВАНОВА
Отправной точкой обсуждения стал закон № 170-ФЗ. Именно с ним участники слушаний связывают послабление государственного надзора.  Фото: op.nso.ru
Отправной точкой обсуждения стал закон № 170-ФЗ. Именно с ним участники слушаний связывают послабление государственного надзора. Фото: op.nso.ru

Борьба с фальсификатом на рынке стройматериалов возможна только через ужесточение госконтроля и санкций к недобросовестным игрокам

Областная Общественная палата инициировала слушания по «делу» о некачественных строительных материалах. С актуальностью темы не поспоришь. На фоне существенного подорожания этих товаров минувшим летом на рынок снова рвется дешевая подделка, чему, увы, поспособствовало послабление госконтроля в благородном порыве создать для бизнеса уютные климатические условия для развития. Пришло время остановиться: в конечном счете от того, из каких «палок» сделан тот или иной объект инфраструктуры или жилой дом, зависят жизни людей.

Вопрос ребром поставили в Ассоциации строительных компаний и производители стройматериалов. Общественная палата Новосибирской области откликнулась на зов бизнеса и провела общественные слушания — прежде всего, как подчеркнул заместитель председателя Владимир Ермола, ради безопасности граждан.

По словам члена правления компании «Союзцемент» Геннадия Рассказова, найти фальсификат, особенно в так называемый высокий сезон, который длится с мая по октябрь, нетрудно.

— У нас в Сибирском федеральном округе резко континентальный климат, а цемент — это продукт, который легко фальсифицировать и довольно просто реализовать, — объяснил Геннадий Рассказов. — Он опасен прежде всего своим непредсказуемым поведением в составе строительных растворов, бетонов, железобетонных изделий. В том числе может привести к быстрому непрогнозируемому разрушению бетонных конструкций.

Свою точку зрения озвучили также представители Росстандарта, Роскачества, Рос­аккредитации, ассоциации «Национальное объединение строителей», ассоциаций производителей электрических кабелей, электротехники, трубопроводных систем.

Усилия сводятся на нет

Аналогичного мнения придерживается Александр Квашнин, исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления.

— Еще десять лет назад на рынке отопительных приборов отсутствовало какое-либо государственное регулирование, что приводило к неравным условиям ведения бизнеса, — рассказал он. — То есть радиаторы было выгоднее поставлять из-за границы, чем производить в России. Девяносто процентов из них поступало в страну как фальсификат. Завышались теплоотдача и рабочее давление, что, по сути, делало приборы небезопасными.

После принятия решения об обязательной сертификации, а также благодаря введению мер государственного контроля ситуацию удалось переломить, напомнил участник слушаний.Доля продукции с недостоверными потребительскими характеристиками сократилась с 35 до 5 процентов.

— Введение обязательной сертификации предоставило отечественным производителям правила игры, одинаковые с иностранными изготовителями. И это незамедлительно дало эффект развития импортозамещения, — подчеркнул Александр Квашнин.

Российская экономика получила инвестиции на 20 миллиардов рублей. Количество заводов увеличилось с одного до восьми, а контрактное производство из других стран вернулось в Россию.

— По крайней мере до июля этого года производить у нас было выгоднее, чем поставлять из-за рубежа, — рассказал Александр Квашнин. — К сожалению, такую оптимистическую картину можно было наблюдать недолго. С июля 2021 года на внутреннем рынке снова появилась некачественная продукция.

Послабления в части государственного контроля и надзора начались в конце 2019 года, а в 2021-м очередные изменения в законодательстве, в том числе привнесенные законом-спутником № 170-ФЗ, заметно снизили результативность работы добросовестных российских производителей практически во всех строительных сегментах.

— Дело в том, что лишение Росстандарта контрольных функций позволяет недобросовестным участникам рынка откровенно игнорировать не только соблюдение правил сертификации, но и саму необходимость ее прохождения, — подвел итог Александр Квашнин.

Почему нормальные производители уходят с рынка?

В сложившихся условиях созданная система сертификации строительных материалов попросту не способна выдержать недобросовестную конкуренцию.

— Да, сегодня имеет место массовое хождение сертификатов без протоколов испытаний или с протоколами, но без испытаний, — подтвердил сопредседатель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов. — В итоге органы сертификации, которые реально проводят испытания, банкротятся и уходят с рынка, его все больше захватывают торговцы сертификатами. Надеемся, что Рос­аккредитация и Совет руководителей органов по аккредитации Евразийского союза по-настоящему займутся этой проблемой.

Появление на рынке подделок с фальшивыми сертификатами также влечет банкротство отечественных производителей и засилье на рынке зарубежной, в том числе не только поддельной, но и опасной, продукции.

— По некоторым данным, ее теневой оборот составляет 22 процента ВВП, — уточнил Андрей Лоцманов.

Он опроверг тиражируемую в последнее время точку зрения, согласно которой жесткие меры контроля препятствуют развитию бизнеса, подтвердив это цифрами. На рынке цемента в 2015 году на подделку приходилось 10 миллионов тонн, затем объем удалось снизить в два раза благодаря введению обязательной сертификации.

— Еще пять миллионов тонн цемента у нас «гуляет» по рынку, — отметил Андрей Лоцманов. — А это загрузка отечественных мощностей, это рабочие места, это отчисления в бюджет и это потери нашей промышленности.

В сфере производства радиаторов доля отечественной продукции увеличилась с 17 до 70 процентов, было создано 24 новых производства, а также много рабочих мест.

— Самое интересное, что когда зарубежные партнеры увидели, что на рынке наведен порядок, то итальянцы, немцы и даже швейцарцы пришли в Россию и построили дополнительные заводы. Часто говорят, что жесткий контроль мешает рынку, промышленности и бизнесу. Наоборот, там, где нет жесткого контроля со стороны государства, инвестиции и бизнес уходят в другие страны.

Провести везде

Итогом общественных слушаний «Противодействие недобросовестной конкуренции на рынке строительных материалов Сибири в условиях нового правового регулирования государственного надзора (контроля) в РФ» стало принятие резолюции.

Участники обратили внимание на комплексные проблемы в строительстве и признали опасность распространения и применения некачественных материалов. Они особо отметили, что государственный контроль за выпуском в обращение отдельных строительных материалов практически прекратился.

Наилучшим выходом из сложившейся ситуации сейчас представляется наделить функциями контроля Росстандарт, навести порядок на рынке работ по оценке соответствия, сформировать единый реестр деклараций и сертификатов, рассмотреть возможность ужесточения санкций за незаконный оборот стройматериалов.

Идея получила высокую оценку со стороны заместителя секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислава Гриба.

— Проблематика, которую вы поднимаете, очень актуальна, — сказал он. — Я благодарен Общественной палате Новосибирской области за инициативу и за поддержку тех, кто принял участие в слушаниях, так как это задача не качества материалов, а безопасности нашей жизни. Хочется, чтобы такие слушания прошли если не в каждой региональной палате, то в большинстве.