Амперы против литров: кто победит?
На «Технопроме» обсудили перспективы личного электрического транспорта в Сибири
Сегодня в Новосибирской области зарегистрировано около 500 электромобилей, но завтра их количество может вырасти в десятки раз. Хватит ли у нас мощностей, чтобы «накормить» экологически чистых железных коней?
Одним из пунктов деловой программы Международного форума технологического развития «Технопром-2021», организованного правительством Новосибирской области», стала дискуссия «Перспективы и варианты развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска». В числе прочих тем обсуждались развитие и перспективы экологически чистых автомобилей на электрическом ходу.
Напомним, что сегодня в регионе эта отрасль развивается довольно быстрыми темпами. В феврале нынешнего года министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов провел выездное совещание, посвященное перспективам ЭЗС. Тогда глава регионального минЖКХ подчеркнул, что в ближайшем будущем инфраструктура для зарядки электромобилей должна быть создана не только в Новосибирске, но и на основных магистралях региона.
По словам заместителя руководителя департамента по развитию дополнительных услуг компании «Новосибирскэнергосбыт» Андрея Витковского, сегодня станции зарядки электромобилей устанавливают разные компании, например «Аделит», «Брусника», но именно «Новосибирскэнергосбыт» является оператором сети ЭЗС, и ему же принадлежит сеть электрозаправок «TOK BOX».
— Во всем мире электромобили набирают все большую популярность, и сегодня некоторые модели, например Nissan Leaf, могут проехать без подзарядки до 250 километров, зимой в Сибири — до 150 километров. Уже сегодня электрокары могут перевозить людей и небольшие грузы, а в будущем наверняка появятся и электрические грузовики, — сказал Андрей Витковский. — Сегодня у нас 29 станций, причем не только в Новосибирске, но и в области — в Болотном, Искитиме, Бердске. К концу года откроем еще несколько. На начало нынешнего года в регионе было зарегистрировано около 500 электромобилей, думаю, что к началу следующего их будет не меньше тысячи. Так что потенциал роста есть.
Напомним, что каждая станция мощностью 22–24 кВт способна заряжать два автомобиля одновременно. Учитывая, что в среднем одна машина заряжается 35 минут, максимальная мощность станции — 40 автомобилей в сутки.
Другой участник дискуссии — доцент кафедры автоматизированных электроэнергетических систем НГТУ Денис Армеев отметил, что попытка создать электромобиль была предпринята еще в 1840 году, но тогда проект с треском провалился. Сейчас его реанимируют.
— И я лично вижу две причины этого. Во-первых, это попытка угодить зеленым — на Западе они давно уже играют в политике большую роль. И во-вторых, электромобили стимулируют развитие альтернативной энергетики, — пояснил Денис Армеев. — Но на самом деле не так все просто. Представьте себе ситуацию. Вот вы приехали на заправку, а там заправляется, скажем, машина скорой помощи. Сколько времени займет процесс? Потом в центре Новосибирска и так мало электрических мощностей. Как ставить станции? Я считаю, что это не наша тема, в Российской Федерации есть нефть, газ, уголь. Но с точки зрения инженерии ее надо развивать, и НГТУ уже готовит магистров, специальность которых создание электромобилей. Иначе будущее наступит без нас.
Действительно, сегодня пока еще мало кто решается на покупку электромобиля. Многих отпугивает высокая стоимость: цена на подержанные Nissan Leaf, к примеру, начинается от полумиллиона рублей. Но, по мнению доцента кафедры электротехнических комплексов НГТУ Александра Штанга, это не аргумент. Инфраструктуру для зарядки электромобилей надо создавать сейчас — иначе будет поздно.
— Китай в 2021 году планирует выпустить шесть миллионов электромобилей, у них уже сегодня около 500 производителей. А через четыре-пять лет эти подержанные машины придут к нам, особенно с учетом того, что электричество у нас дешевое. Где мы будем их заряжать? Розетки из окон выбрасывать? Перегрузки по сети такие будут, что без света останемся, что, несомненно, вызовет социальную напряженность, — заявил Александр Штанг. — Год назад у нас и электросамокатов не было, а теперь их полно, и мы не знаем, что с ними делать. Над инфраструктурой надо работать уже сейчас.