Мы в ответе за всё, что было при нас!
Вспоминая Владимира Бокова
В Новосибирской области мало кто не знает Владимира Анатольевича Бокова. Здесь он с 1979 по 1990 год работал вторым секретарем Новосибирского обкома КПСС, председателем облисполкома, избирался в Верховный Совет РСФСР и Государственную думу первого созыва. А еще раньше, до 1979 года, пять лет трудился в отделе организационно-партийной работы в аппарате ЦК КПСС. Был инструктором, курирующим два сибирских региона — Новосибирскую и Читинскую области.
Он родился давно — в 1927 году, 20 июля, в Ярославской области. Есть там Тутаевский район, в котором была когда-то деревня под названием Бурнаши. Лишь только началась война, отец, негодный к службе в армии по состоянию здоровья, был призван на трудовой фронт и в 1941 году отправлен в столицу, где трудился разнорабочим на Московском прожекторном заводе.
А Володя, которому в июле 41-го едва исполнилось 14, стал главным мужчиной в семье и пошел работать в рыболовецкую бригаду. В 1944-м, лишь допризывнику Владимиру Бокову исполнилось семнадцать, ему пришла повестка из Рыбинского военного комиссариата. Но на медкомиссии сказали, что воевать ему не придется: у парня с самого детства было слабое зрение. Он поступил в Рыбинский авиационный техникум. Пока учился, пришла Победа.
В 1948 году выпускника техникума Бокова по распределению отправили в Сибирь, на Омский авиамоторостроительный завод имени Баранова. Здесь он вступил в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Еще при Иосифе Сталине.
Наличествовало у молодого специалиста одно отличное качество: он был человеком дела. Не болтун. И это видно было всем. Когда в Омске рабочие инструментального цеха единогласно выбрали 27-летнего Володю Бокова секретарем цеховой партийной организации, начальство удивилось: в инструментальном цехе коллектив немаленький, только партийных было 200 человек, все люди уважаемые, коммунисты со стажем, а поди ж ты, выбрали мальчишку, который и в партии-то всего года два как числился!
Все было на первый взгляд так, да не так. Мальчишке этому по приезде в Омск через пару месяцев было поручено реанимировать новейшее экспериментальное оборудование — индукционную печь по выплавке особо точного инструмента. Ее в инструментальном цехе завода столичный НИИ установил, да до ума не довел. Трудиться на этом агрегате никто из рабочих не соглашался: техника мудреная и дорогая. Главный металлург без всякой надежды спросил у молодого специалиста Володи Бокова: «Возьметесь?»
И молодой человек — а был-то ему всего 21 год — за печь взялся безотлагательно. И справился! Заработала печка! Рабочие из инструментального только головами крутили: «Во дает пацан!»
Так молодой специалист Боков из технологов стал мастером. Чуть позже — старшим мастером. Седоусая рабочая аристократия инструментальщиков — мужики все суровые и справедливые — потихоньку и как бы невзначай начала называть его по отчеству — Анатольевич. Потом по имени-отчеству. А вскоре взяли и выбрали парторгом цеха. Да не «по совместительству», а «освобожденным». На отдельном окладе. С этого момента началась у Владимира Анатольевича Бокова совсем другая жизнь.
Разные должности прошел Боков на партийной работе. Был и инструктором, и секретарем райкома, и заведующим отделом, и членом бюро Омского обкома КПСС.
А в 1973 году заведующий отделом Омского обкома партии Владимир Анатольевич Боков был приглашен на должность инструктора отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС. Отдел был разбит на несколько секторов. Самый большой — сектор Сибири, куда, естественно, и попал Боков. Ему досталось кураторство над двумя регионами — Читинской и Новосибирской областями.
Очень скоро в Новосибирске поняли: области очень повезло с Боковым. Как раз в это время весь партийно-хозяйственный аппарат региона был «заточен» на осуществление сверхзадачи — добиться решения Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве в Новосибирске метрополитена. И Боков, влюбившийся в Новосибирск и его людей, тоже заболел этим проектом.
А через пять лет первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Федор Степанович Горячев ушел на пенсию. Случилось это в конце 1978 года. Ему на смену пленум обкома избрал первым секретарем Александра Павловича Филатова. Александр Павлович, не понаслышке зная все достоинства Владимира Анатольевича Бокова, предложил ему пост второго секретаря обкома. Центральный комитет не возражал. И Бокова избрали вторым! А незадолго до отставки Горячева, в ноябре 1978-го, Совет Министров СССР утвердил наконец план строительства метро в Новосибирске. В этом была заслуга и Владимира Бокова. В мае 1979 года была забита первая свая будущего новосибирского метрополитена.
Новосибирская область всегда занимала не последнее место по своему вкладу в общесоюзную копилку. И на Бокове как втором лице в области лежала огромная ответственность за увеличение этого вклада. Что тогда было главным для него? Метро, дорожное строительство, строительные материалы.
Став в 1983 году председателем облисполкома, Владимир Анатольевич в своем кабинете делил чуть ли не каждый кирпич между строительными организациями, каждый кубометр леса, каждую тонну щебня и цемента. Ситуация с обеспечением области стройматериалами была далеко не нормальной. Какой из этого следовал вывод? Нужно развивать свою собственную индустрию производства кирпича, щебня, цемента, бетона. И Боков занялся этим капитально. Как результат, в области появились новые кирпичные заводы, щебеночные карьеры, заводы стройматериалов.
Но вот чего могло бы вовсе не быть без Бокова и Филатова, так это, к примеру, нынешнего театра «Глобус» во всей его красе. Почему? Да потому что к моменту, когда примерно 50 процентов работ по возведению одного из красивейших театральных зданий Новосибирска было выполнено, громом среди ясного неба стало постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о необходимости приостановить строительство объектов культурного и спортивного назначения на неопределенное время.
Александр Павлович и Владимир Анатольевич, понимая, что вся эта история грозит появлением в центре города нового грандиозного долгостроя, на свой страх и риск решили достроить ТЮЗ на средства, которые, возможно, удастся изыскать в регионе. Конечно, это грозило ударами по голове из Центра — как одному, так и другому. Но двое этих удивительных мужиков отлично понимали: все сейчас зависит от них. Решатся они обойти постановление — будет в Новосибирске новый детский театр. Проявят послушание — ничего не будет. И он появился! В 1984 году директору Новосибирского театра юного зрителя вручили символический ключ в виде паруса. Беломраморный корабль поплыл.
В марте 1990 года Владимир Анатольевич был избран народным депутатом РСФСР. Тогда, очевидно, еще не догадывался, непосредственным участником каких трагических для Родины событий он станет на этот раз. Но это уже тема для отдельной книги. Скажу лишь, что нардеп Боков был одним из 13 депутатов, голосовавших против принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, справедливо полагая: этот документ — начало конца СССР.
Он же после ГКЧП с 12 другими депутатами подавал иск в Конституционный суд, оспаривая указ Ельцина о запрете компартии на территории России. Как известно, указ был Конституционным судом отменен.
Боков находился в Белом доме в октябре 1993 года, когда его обстреливали из танков. И он же был депутатом первой Госдумы от КПРФ. Мало того — вел ее первое заседание.
И еще. Как известно, лучшим бизнесом сегодня в России является власть. Так вот к Бокову этот, с позволения сказать, «бизнес» никогда не имел никакого отношения! Чтобы доказать это, достаточно привести такой факт. Когда Владимир Анатольевич в 90-е был депутатом парламента страны, его дочери Елене, работавшей в то время учительницей, по полгода не выплачивали зарплату. И чтобы как-то выжить, она на летние каникулы устраивалась работать… кассиром в кафе «Марио-пицца», что располагалось в Новосибирске на улице Советской. Папе об этом сказать боялась.
…Когда-то давно, в 1941 году, четырнадцатилетний подросток Володя Боков заступил на пост вместо отца, чувствуя себя в ответе за семью. Потом он был в ответе за свой цех, завод, регион, страну. За все, что происходило при нем. И так всю жизнь. Он и сейчас на этом посту. С той лишь разницей, что в 1941-м заступил на него всего лишь на ближайшие 80 лет, а сейчас — уже навсегда.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала дочерей В. А. Бокова — Марину Владимировну и Елену Владимировну, а также Г. И. Аверьянова, В. В. Леонова, А. П. Сычева, А. В. Тимошенко.