К ней Галич руку приложил
Как студент факультета естественных наук одолжил легендарному барду свою гитару
С момента основания Интегрального музея-квартиры Академгородка, с 2014 года, в заботливые руки его создателей Анастасии Безносовой-Близнюк и ее супруга, известного новосибирского реконструктора Александра Степанова, попадали самые разные предметы быта, мебель, одежда, документы и многое другое.
За каждым экспонатом стоит отдельная история его владельца. В музее есть примечательная книга автографов, которую вел участник клуба «Под интегралом», членом которого был отец Анастасии — Герман Петрович Безносов. Одним из самых первых свое послание в книге оставил Александр Аркадьевич Галич — знаменитый русский поэт, прозаик и бард.
— Вот гитара, на которой Галич играл, а это кресло, в котором он, возможно, сидел, — обратила мое внимание Анастасия Германовна во время нашей встречи в музее. — Эту семиструнную концертную гитару ленинградского производства барду одолжил студент первого курса Михаил Коростышевский...
Так появился повод для знакомства с этим самым студентом, ныне — профессором Тель-Авивского университета, проживающим за рубежом, но — так удачно сложились обстоятельства — приехавшим этим летом в Новосибирск.
Привет от неблагонадежного
— Все тогда играли на семиструнных гитарах, и отец купил ее мне, в то время это была хорошая гитара, — вспоминает Михаил Аронович.
Однажды инструмент срочно понадобился для одного из выступлений на фестивале «Праздник самодеятельной песни», проходившем в новосибирском Академгородке в марте 1968 года. До сих пор неизвестно, почему Галич не сыграл на собственной гитаре. Инструмент ему нашли — первокурсник Коростышевский жил в четвертом общежитии факультета естественных наук (ФЕН) НГУ, выступление Галича проходило в шестом. Оказывается, молодой человек даже не видел, как известный поэт играл на его инструменте: «Просто взяли, а на следующий день вернули», — говорит Михаил Аронович. Кстати, все-таки судьба столкнула студента и барда лицом к лицу — позже, уже в Доме ученых, когда Галич вышел на перекур, Михаил «помог ему с огоньком».
Та самая гитара Михаила Коростышевского. Фото: integralmuseum.ru
Конечно же, у Александра Галича была собственная гитара, сейчас она находится в Израиле у родственников Анатолия Бурштейна, основателя знаменитого академгородковского клуба «Под интегралом». Именно Бурштейн организовал участие Галича в том самом фестивале. Перед первым концертом легендарный бард приехал из аэропорта домой к Безносову, и прямо в шубе, как был, исполнил три песни. Совсем не безобидные для действующей власти, надо сказать, песни. Галич, как известно, тогда уже находился в опале. Фестиваль в клубе признали политической ошибкой. В общем, был скандал. Читателям «Советской Сибири» о тех событиях два года назад рассказывал другой известный бард Александр Городницкий, с интервью можно ознакомиться на сайте газеты sovsibir.ru.
Первый и последний концерт легенды
— В зале стояла огромная тренога с камерой, но никого не снимали — ждали Галича, — вспоминает Михаил Аронович. — На фестивале сняли единственный озвученный фильм под названием «Запрещенные песенки», режиссером которого является автор многих документальных кинолент Валерий Новиков. В этом фильме была редчайшая съемка выступлений Галича, его первое и последнее появление на сцене в СССР. Как только фестиваль был признан противозаконным, КГБ уничтожил все негативы. Через много лет удалось найти позитивы киноленты и вернуть утраченные кадры.
Записка Александра Галича хранится в Интегральном музее-квартире Академгородка. Фото: integralmuseum.ru
Не менее удивительный случай произошел во время одного из выступлений Александра Галича.
Михаил Коростышевский рассказал, что, когда бард исполнял одну из запрещенных песен — «Памяти Пастернака» — на словах «А над гробом встали мародеры и несут почетный ка-ра-ул!» взорвались два прожектора.
— Это было невероятно и потрясающе, — вспоминает Михаил Аронович. — Его любили и просто боготворили, я сам пел песни Галича, до сих пор пою и храню кассеты с песнями в его исполнении.
Тоже спели кое-что из запрещенного
В честь Александра Галича на здании на проспекте Академика Лаврентьева, в котором до расформирования находился кафе-клуб «Под интегралом», Герман Безносов вместе со своими друзьями инициировали установку мемориальной доски.
А гитара Коростышевского, драгоценная фамильная реликвия, хранится в Интегральном музее благодаря Александре Коростышевской — дочери Михаила Ароновича. Гитара, как и многие другие удивительные вещи, участвует в реконструкциях событий советских времен в Академгородке. В год своего 100-летия газета «Советская Сибирь» вместе с группой реконструкторов и с помощью Анастасии Близнюк воссоздала академгородковскую атмосферу празднования Нового года 1960-х (на фото). Журналисты нашего издания тоже приложили руку к струнам исторического инструмента и даже спели кое-что из запрещенного в те годы. Гитара, на которой играл Галич, украшала собой выставку «Оттепель» в молодежном пространстве «АртЕль». И это только одна из сотен историй, которые могут поведать экспонаты Интегрального музея-квартиры Академгородка. Приезжайте, сами убедитесь. С коллекциями и экспозициями можно ознакомиться на сайте музея integralmuseum.ru.
Между тем, как сообщила Анастасия Безносова-Близнюк, в Верхней зоне Академгородка на Детском проезде, 7 открылось новое культурно-выставочное пространство: «Мы это сделали для того, чтобы можно было собираться жителям Академгородка и обсуждать его прошлое, настоящее и будущее, устраивать сменные выставки, связанные с историей Академгородка, его людьми, событиями, героями и достижениями. Выставки мы будем делать все вместе, со всеми желающими. А начали мы с выставки современного искусства «Антропоцен. Хрупкость незыблемого». Это новый проект культурно-исторического центра «ИНТЕГРАЛ 2.0». На выставку целый месяц вход будет свободный». Фото: Юлия Кравцова