«Рекомендации» не должны ограничивать доступ к информации – считают главы новосибирских IT-компаний
В Госдуме поддержали идею Ассоциации юристов России по регулированию рекомендательных сервисов. По их мнению, у пользователя должна быть возможность отключить алгоритмы. Новосибирские эксперты согласны: эта мера обеспечит людям более полный и своевременный доступ к информации.
Рекомендательные алгоритмы, формирующие ленту в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах, должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей. Так считают в московском отделении Ассоциации юристов России.
В комитете Госдумы по информационной политике поддерживают: у пользователей должно быть право выбора: смотреть «отфильтрованный» алгоритмом контент или нет. В пример приводят Telegram, где таких алгоритмов нет, и «ВКонтакте», который сделал кнопку отключения рекомендаций, чтобы новости отображались в хронологическом порядке.
Инициаторы изменений уверены: предложение контента по принципу подобия изолирует человека от реальности, показывая только ту информацию, с которой он заведомо согласен.
«Действительно, это проблема многих ИТ-проектов. С появлением рекомендательных сетей на базе искусственного интеллекта мы видим вокруг себя только то, что лайкаем и смотрим. Человек теряет разнообразие мира (которое и должен давать онлайн), информационный фон вокруг него формируют бездушные машины. Конечно, чтобы не остаться в информационном коконе, у нас должна быть возможность отказаться от рекомендаций поисковиков и соцсетей, чтобы самим делать выбор информации. Иначе сюжет фильма «Терминатор» вполне может претвориться в жизнь», – полагает Сергей Вепренцев, директор новосибирской IT-компании «Маркетика».
Кроме того, сам механизм работы рекомендательных алгоритмов сегодня непрозрачен и непубличен, что оставляет место для манипулирования мнением пользователей в интересах ИТ-компаний.
Вот что говорит по этому поводу Екатерина Иванова, победитель Всероссийского конкурса «Лидеры интернет-коммуникаций»:
«Если поиск в интернете мы сами можем настроить по-умному: подобрать ключевые слова и увидеть максимально полную выдачу, соответствующую запросу, то в соцсетях этого нет. Алгоритмическая лента не предполагает самостоятельного осознанного выбора источников и версий событий или мнений. Ты оказываешься в пузыре, выбраться из которого не можешь. В социальных сетях ты абсолютно беспомощен, ты потребляешь тот контент, который дают тебе владельцы соцсетей».
По мнению специалиста, решать проблему можно не только законодательно, но и просветительски – внедряя уроки цифровой грамотности в школе: детей надо учить не только обеспечивать себе безопасность в интернете, но и получать более глубокий доступ к информации, верифицировать ее и отсеивать фейки.
Фейки в сети – одна из самых злободневных на сегодня проблем: в условиях пандемии они разлетаются с мгновенной скоростью, сея панику, дезинформируя, создавая реальную угрозу для населения. То же можно сказать и о политических фейках в периоды нестабильности.
«Мы видели, что во время выборов в США фактически рекомендательные сервисы американского биг теха помогли гражданам сделать «правильный» выбор. В любом алгоритме есть бэкдор, что бы там ни говорили владельцы и разработчики. Главным образом мы хотим исключить вмешательство в нашу политическую ситуацию», – заявил депутат Госдумы и член Комитета по информационной политике Антон Горелкин.
По его предположениям, контролем за соблюдением правил займется Роскомнадзор. В первую очередь необходимо разобраться с комплексом дополнительного регулирования иностранных платформ в России.
Сейчас в Госдуме разрабатывают законопроект, который обяжет иностранные компании открывать цифровое резидентство в России, создавать дочерние компании или открывать представительства, чтобы получить возможность влиять на их политику.