По воле избирателя
Комиссия Законодательного собрания рассмотрела программу реализации наказов нынешнему созыву
Депутатам регионального парламента предстоит исполнить 14 081 наказ своих избирателей. Это почти в три раза больше, чем в предыдущем, шестом созыве. На их реализацию потребуется почти 271 миллиард рублей, в первой очереди — отложенные проекты прошлых лет.
Программу, разработанную правительством, депутатам Законодательного собрания представил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. Напомним, что документ должны были утвердить на предыдущей сессии, но парламентарии попросили еще месяц, чтобы как следует проработать наказы на округах и определиться, чему именно отдать приоритет.
Как всегда, в лидерах — ЖКХ
— За время избирательной кампании поступило 18 897 предложений, 15 714 из которых были переданы на рассмотрение в органы местного самоуправления, — рассказал глава регионального минэкономразвития. — После рассмотрения был принят 14 081 наказ, более трех тысяч из которых переходящие наказы прошлых лет. Хочу отметить, что именно им будет отдан приоритет — их реализация запланирована на ближайший год.
По словам Льва Решетникова, на исполнение всего намеченного потребуется почти 271 миллиард рублей — гигантская сумма. На сегодняшний день уже включены в бюджет наказы на сумму около 26 миллиардов рублей.
Как же распределились пожелания избирателей по отраслям? В этом смысле седьмой созыв особых сюрпризов не преподнес. Как и раньше, большая часть наказов посвящена решению проблем жилищно-коммунального хозяйства — 38 процентов. Более 20 процентов приходится на сферу образования. Далее следуют строительство и ремонт дорог, Интернет, связь, возведение служебного жилья, физкультура, здравоохранение, культура и так далее.
Министр напомнил депутатам, что планы реализации наказов избирателей формируются ежегодно и утверждаются параллельно с бюджетом региона. Кроме общего плана, составляются отдельные по отраслям — они будут представлены депутатам в самое ближайшее время.
Сроки скорректируют
У парламентариев возникло немало вопросов и предложений к разработанной правительством региона программе. Так, например, депутат Сергей Титков отметил, что он ни разу не видел плана исполнения наказов по годам.
— Кроме того, в представленной программе реализация 80 процентов наказов избирателей передвинута на 2025 год, я считаю, что это неправильно, — подчеркнул депутат.
На это первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков возразил, что бюджет на ближайшие три года уже принят и переформатировать его невозможно — закон этого не позволяет.
— Но каждый год при формировании бюджета на следующую трехлетку будет составляться план реализации наказов на год — это живой организм, — пояснил зампред.
Депутат Александр Шпикельман, в свою очередь, отметил, что у него и у его коллег возникли замечания по срокам исполнения наказов, и поинтересовался, будут ли они согласованы до майской сессии, на которой должна быть принята программа. Лев Решетников заверил парламентария, что все необходимые корректировки обязательно будут произведены.
Александр Шпикельман озвучил еще одну проблему.
— Дело в том, что среди наказов избирателей есть такие, для реализации которых не требуется много денег. Скажем, тысяч 300–400, и тем не менее они были перенесены на 2025 год, — отметил депутат. — Мне кажется, это неверно, такие небольшие суммы можно было бы изыскать уже в этом году. Я считаю, правительство региона должно пересмотреть этот вопрос. Кроме того, как известно, последние годы в нашей области действовали программы «Школьное окно» и «Школьная кровля», которые позволили привести в порядок многие школы, но не все. Думаю, мы должны продолжить эту работу.
Поможет депутатский фонд
Сергей Титков заявил, что областной закон о наказах действительно работает и приносит реальную пользу, но сегодня настало время пересмотреть некоторые его положения.
— Сегодня у нас так: встретились 25 избирателей, провели собрание, высказали предложения, внесли в протокол — вот и наказ. А я считаю, что наказы должны соответствовать плану социально-экономического развития Новосибирской области и бюджету региона, — сказал Сергей Титков. — Что же касается небольших наказов, реализация которых не требует много денег, то я полагаю, что их можно исполнить на средства депутатского фонда. Тем более что в этом году он достаточно большой. Никто не запрещает это делать. И еще один момент. Раньше, скажем в 2010 году, под программой исполнения наказов стояли две подписи — депутата и главы администрации района. А сегодня главы уходят от ответственности.
Председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив возразил коллеге.
— К сожалению, сегодня все поднято на уровень области. Глава района подпишет, что будет строить школу, а строить будет все равно регион. Но, конечно, это вовсе не значит, что главы должны самоустраняться, — сказал спикер регионального парламента.
Поровну или по справедливости?
Дискуссию среди членов комиссии по наказам избирателей вызвало предложение равномерно распределять средства среди избирательных округов. По мнению Александра Шпикельмана, это в принципе невозможно, так как проблемы у всех разные, а некоторые округа испытывали недофинансирование во время работы прошлых созывов.
— Что касается равномерного распределения денежных средств, это действительно очень сложный вопрос, — согласился председатель комиссии по наказам избирателей Законодательного собрания Дмитрий Козловский. — Тут все зависит от депутата и от главы района. Вот простой пример. Возьмем дороги в Новосибирске и в Кыштовском районе. Понятно, что мегаполис — это лицо нашего региона и дороги здесь лучше. Но жители Кыштовки-то чем хуже? Они точно так же работают и платят налоги. Так что тут необходимо смотреть по обстоятельствам.
Дополнительные средства — на наказы
Депутаты разработали ряд предложений к программе реализации наказов избирателей для седьмого созыва. Например, парламентарий Валентин Сичкарев предложил все дополнительные поступления в бюджет региона направлять исключительно на исполнение наказов.
Кроме того, было высказано предложение продолжить ремонт школ. Дело в том, что многие наказы касаются именно этой сферы: избиратели просят починить фундамент, обновить электропроводку, заменить водопроводные и канализационные трубы. А в десяти процентах школ и детских садов до сих пор стоят старые окна и текут кровли. Парламентарии предложили разработать общую программу ремонта образовательных учреждений. По предварительным подсчетам, если выделять на ее реализацию 300 миллионов рублей в год, то за пять лет проблему вполне реально решить.
— Еще одно наше предложение касается проектно-сметной документации. Никому не надо рассказывать, насколько это наболевший вопрос. Мы принимаем наказ, а в районе у всех волосы дыбом — где брать деньги на ПСД? — сказал Дмитрий Козловский. — Возьмем газификацию. Когда в бюджете было много денег, мы выделяли на нее по миллиарду в год. В районе извернулись, нашли деньги, а программу срезали до 200 миллионов. Три года прошло — проектно-сметная документация устарела, деньги пропали, а газа по-прежнему нет. Поэтому мы рекомендовали правительству при включении наказа в бюджет этого года сразу закладывать деньги на ПСД.
Члены комиссии приняли решение вынести разработанную правительством программу реализации наказов избирателей на очередную сессию — естественно, с учетом всех замечаний.