Некоммерческий сектор: путь к госзаказу
Изменения в законодательстве помогут укрепить взаимодействие государства и общественников
Регион активно развивает формы сотрудничества с общественными организациями.
Какие ведомства и бюджеты задействованы в этой работе, прозвучало на расширенном пленарном заседании Общественной палаты Новосибирской области, которое состоялось в правительстве региона. В нем также приняла участие заместитель директора департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Вероника Сергеева.
На заседании присутствовали онлайн представители муниципальных образований региона, служб занятости и социальной защиты населения, некоммерческих организаций (НКО), эксперты Общественной палаты Новосибирской области.
«Это люди-созидатели»
Цели мероприятия определил первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов.
— Большое количество НКО реализуют социальные проекты в самых разных сферах и предоставляют услуги, которые востребованы среди населения, — сказал первый вице-губернатор. — Из областного бюджета исполнителям социальных услуг, социально ориентированным организациям, предоставляются субсидии и компенсации. Закон ФЗ-189 призван повысить качество и доступность оказания государственных и муниципальных услуг в таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальная защита и занятость населения, спорт и туризм. Рынок услуг социальной сферы будет развиваться успешнее. Новосибирская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, где с 1 сентября 2020 года реализуются иные форматы социальных государственных и муниципальных услуг. В этапе апробации задействовано региональное министерство труда и социального развития. Важную роль в формировании механизма создания государственного заказа играет министерство цифрового развития, так как оно является ответственным за выработку решений по организации процесса формирования и реализации государственного заказа.
Юрий Петухов напомнил, что под руководством губернатора Новосибирской области создана рабочая группа, в которую включены представители региональных ведомств и негосударственного сектора.
— Хочу отметить и значимую роль региональной общественной палаты как участника процесса апробации. Она принимает непосредственное участие в формировании условий для введения механизма госзаказа на оказание социальных услуг, — сказал первый заместитель губернатора.
С ним согласился заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко.
— Общественная палата Новосибирской области формирует общественное мнение. Насколько мне известно, она является одной из лучших в Российской Федерации. Мы, законодатели, всегда находимся в тесном контакте с руководством и членами палаты. Мы видим, что это созидатели — люди, востребованные обществом, — подчеркнул вице-спикер парламента.
Новеллы в законодательстве
Вероника Сергеева особое внимание обратила на новеллы, которые привнесет федеральный закон о социальном государственном заказе. Во-первых, последний определяется публично. Во-вторых, вводит новые формы предоставления муниципальных и государственных услуг. В-третьих, устанавливает единый подход к финансированию исполнителей независимо от форм собственности. В-четвертых, разграничивает ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг. С 2021 по 2024 год ФЗ-189 реализуется в тестовом режиме.
Предполагается, что государственный заказ будет размещаться в электронной форме в специализированных информационных системах. Создается перечень необходимой для включения в заказ информации, а также примерная форма отчета о его исполнении.
Наряду с заказом определяются и более конкурентные способы организации оказания государственных (муниципальных) услуг — конкурс и сертификат. Конкурс может быть проведен при распределении объема услуги между государственными и негосударственными организациями. Если услугу выбирает непосредственно человек (потребитель), основанием предоставления таковой является сертификат. Например, он может обеспечивать оказание одной услуги в разных формах и на разных условиях.
Чтобы выявить все особенности, с которыми могут столкнуться НКО и потребители их услуг, будет проведен комплекс социологических исследований, а во второй половине лета текущего года — анкетирование и интервью, в том числе представителей бюджетных учреждений, экспертов, общественности.
Апробация социальных услуг стартует с 2022 года и касается двух категорий граждан: без определенного места жительства и занятий (в полустационарной форме) и инвалидов (содействие занятости).
Над цифровизацией процесса взаимодействия с НКО работает министерство цифрового развития и занятости Новосибирской области. Однако ведомство уже сейчас в рамках программы «Развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области» предоставляет различные виды поддержки не только СО НКО, но и ресурсным центрам муниципальных образований.
КОММЕНТАРИИ
Юрий ПЕТУХОВ, исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области:
— Новосибирская область является одним из первых российских регионов, в котором запускают Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». На территории области имеется более четырех тысяч социально ориентированных НКО, из них более 700 активны. Введение в действие закона № 189-ФЗ позволит создать конкуренцию, повысить качество предоставляемых услуг, предоставить больше возможностей социальным некоммерческим организациям для оказания этих самых услуг населению. Правительство Новосибирской области всегда поддерживало социальный сектор. Очень важно, что регион стал участником пилотного проекта.
Игорь ГАЛЛ-САВАЛЬСКИЙ, председатель Новосибирской областной организации инвалидов, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Новосибирской области:
— Наш регион входит в число лидеров России по степени развития гражданского общества. И каждый раз повторяется одна и та же ситуация. На появление новых общественных инициатив и объединений направляется большое количество денежных средств. Общественное объединение создается для решения какой-то проблемы, но, после того как она решена, объединение остается. Если не задать ему иную систему взаимодействия с государством, то тренд зададут те, кто не очень хочет, чтобы общественное объединение взаимодействовало с государством. Свято место пусто не бывает. Объединениям, которые развились институционально, обрели ресурсы и понимают, зачем они существуют на территории региона, хочется помогать развивать Новосибирскую область. В структуры оказания услуг инвалидам, гражданам без определенного места жительства, а также в сфере физической культуры и спорта довольно сложно попасть. Анализ показывает, что ни одно из министерств не имеет возможности напрямую предоставлять финансовые средства, потому что нет механизма. Закон № 189-ФЗ его создает. Сейчас задача Новосибирской области как пилотного региона состоит в том, чтобы создать технологию, которая будет применяться в целом по России и позволит некоммерческим организациям на равных оказывать услуги населению, а людям, в свою очередь, выбирать более качественные.
КСТАТИ
По данным на 1 марта 2021 года, на территории Новосибирской области зарегистрировано 147 поставщиков государственных услуг, действуют 273 некоммерческие благотворительные организации. Социально ориентированным НКО предоставляется финансовая, имущественная, информационная и иные виды государственной поддержки. Льготы по уплате налогов и сборов предусмотрены и для юридических лиц, поддерживающих НКО материально. В Новосибирской области поддержку оказывают по линии региональных министерств труда и социального развития, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. В 2021 году на получение субсидии по линии министерства региональной политики Новосибирской области от НКО подано 189 заявок, из них поддержано 10 на общую сумму более 5 миллионов рублей.