USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Кто испортил воздух?

Инна ВОЛОШИНА
В Новосибирске нередко «благоухает» так, что хоть святых выноси. Но кто в этом виноват? Фото Алексея ТАНЮШИНА
В Новосибирске нередко «благоухает» так, что хоть святых выноси. Но кто в этом виноват? Фото Алексея ТАНЮШИНА

Депутаты Заксобрания объявили войну неприятным «ароматам»

Главной темой обсуждения на очередном заседании комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии стали «ароматы», которые периодически накрывают столицу Сибири и ее окрестности.

Проблема не нова, и жалобы от жителей сибирского мегаполиса поступают регулярно: по словам исполняющего обязанности министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексея Севастьянова, только за прошлый год в министерство поступило более 60 таких обращений. Естественно, люди жаловались и в мэрию Новосибирска.

Амбре на экологию не влияет?

— Мы с 2019 года изучаем этот вопрос, для этого при нашей комиссии была создана постоянно действующая рабочая группа, — рассказал председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов города Новосибирска Игорь Кудин. — Многие считают, что источниками неприятных запахов являются свинокомплекс «Кудряшовский», аэропорт Толмачево, птицефабрики, а также горводоканал. Но проблема в том, что мы не имеем права проверять такие предприятия, это прерогатива федеральных органов. Тем не менее природоохранная прокуратура побывала в свинокомплексе и выявила нарушения. Руководство предприятия отреагировало на это — теперь они будут вывозить навоз на окрестные поля не в июле, а в октябре и сразу запахивать его в землю. Это должно уменьшить запах.

По словам Алексея Севастьянова, в настоящее время законодательно не определен перечень дурнопахнущих веществ и нормирование их выбросов, не установлена ответственность за их выброс в атмосферу. Проще говоря, с точки зрения охраны окружающей среды сам по себе запах к негативному воздействию на экологию не относится. Однако жалобы граждан поступают. Минприроды проводит проверки, привлекает ученых. По контракту работы выполнял Институт органической химии имени Н. Н. Ворожцова СО РАН. Но проблема в том, что «измерять» запахи можно только при положительной температуре и в сухую погоду. Методики тоже надо разрабатывать.

— Роспотребнадзор ведет проверки хозяйствующих субъектов, исследования воздуха, но не имеет достаточной нормативной базы, чтобы дать оценку воздействию на органы обоняния человека, — подчеркнул руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области Александр Щербатов. — Мы ожидаем в ближайшее время появления изменений в законе, где запахи будут нормироваться, как остальные загрязняющие вещества.

Заткни трубу — хозяин найдется

Весьма эмоционально высказали свою позицию новосибирские общественники. По мнению активиста Алексея Носова, проблему можно решить, не вдаваясь в технические и юридические сложности.

— Мы полгода ездили по Новосибирску и выявляли источники запахов, выявили десятки, — рассказал Алексей Носов. — Яркий пример — сквер имени Пименова возле ГПНТБ, где из трубы, выходящей из целого перекрестка коллекторов, исходит такой «аромат», что даже возле Законодательного собрания пахнет, а порой и до центра доходит. Еще пример: мы обследовали реку Тула и видели десятки труб, из которых вытекает зловонная черная жидкость, хозяев обнаружить не удалось. Думаю, что, если трубы забетонировать и все потечет обратно, владельцы быстро найдутся. В полях вокруг Ново-Барышевской птицефабрики мы обнаружили десятки пометохранилищ. Чьи они, неизвестно, но запах на весь Академгородок.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Общественники указали и еще один источник неприятных «ароматов». Дело в том, что в Новосибирске сегодня работают десятки, если не сотни, нелегальных ассенизаторов, которые не платят налогов, не соблюдают никаких правил и вообще работают вчерную. Эти ассенизаторы откачивают содержимое выгребных ям в частном секторе, берут с людей деньги, а потом совершенно не затрудняют себя тем, чтобы доехать до разрешенной точки слива, которых, кстати, по понятным причинам в городе мало. Они просто сливают отходы человеческой жизнедеятельности в ближайшую решетку ливневой канализации, а то и просто в речку или под обрыв.

«Главное — понять источник зловония»

Депутат Александр Барсуков обратил внимание коллег на то, что в дальнейшем проблема неприятных запахов будет только усугубляться, так как объемы производства предприятий-источников растут.

— Причиной появления неприятных запахов на предприятиях может служить нарушение технологического процесса, — предположил заместитель председателя комиссии по экологии Сергей Конько. — Запах — это определенный маркер. Если у нас нет примеров, как на предприятиях работают над устранением неприятных запахов, возможно, такие примеры есть в России.

Депутат Денис Субботин отметил, что проблема неприятных запахов характерна не только для Новосибирска, в той или иной мере она затрагивает все крупные города.

— Я считаю, что нужно провести анализ локальных ситуаций и принять решение, что делать с каждым конкретным источником «ароматов», — предложил он.

После обсуждения члены комиссии постановили рекомендовать городскому Совету депутатов, чтобы он представил в Заксобрание предложение внести изменения в правовые акты, регулирующие нормирование ПДК химических и биологических веществ в воздухе, которые ведут к появлению неприятных запахов.

— Первое, что необходимо сделать, — это понять источник зловония. Ведь, когда проводятся проверки, оказывается, что все в пределах норм, в рамках закона. А неприятный запах как был, так и остается, — резюмировал председатель комиссии по экологии Владимир Лаптев. — Совместно с общественниками, депутатами городского Совета мы наметили план действий на ближайшее время. Будем выезжать на место, подключим правоохранительные органы, прокуратуру. Решение проблемы может реально изменить настроение жителей и в городе, и в области.