Закон леса может быть суровым
Владельцы части пунктов по приему древесины в регионе просто «не знают о требованиях законодательства»
Лесной бизнес не встал вовремя на учет. Почему отдаленные уголки области не в курсе буквы закона, кто за это ответственен и надо ли штрафовать предпринимателей?
Речь идет о бизнесе, который занимается приемом и отгрузкой древесины. Напомним, что постановление правительства Новосибирской области, определившее порядок организации деятельности таких пунктов, было принято в апреле (!!!) прошлого года. Тем не менее есть предприниматели, которые говорят, что не в курсе. Что ж это за медвежий угол, где не знают о действующих законах? Похоже, дело не в отдаленности территории. Этот медвежий угол — в головах.
Комитет Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям рассмотрел сложившуюся ситуацию в отрасли.
Суровые штрафы
На протяжении нескольких лет в регионе складывалась ситуация, когда его лесными богатствами распоряжались вольно. Совершенно непонятно было, кто рубит лес, какой именно, в каких количествах и насколько это законно. Не вполне ясно было также и то, куда эта древесина потом отправляется. Особенно много вопросов возникало по поводу отдаленных районов — Северного и Кыштовского.
В то же время в некоторых других регионах России, например в Красноярском крае, законы, регламентирующие подобную деятельность, уже были приняты, и это сразу сократило незаконный оборот древесины. Для Красноярского края этот показатель составил 40 процентов.
Стоит отметить, что в рамках подготовки закона ко второму чтению была сформирована таблица поправок, две из которых внесены профильным комитетом Заксобрания совместно с прокуратурой Новосибирской области, остальные шесть — самим комитетом. В частности, были уточнены предмет регулирования, введены понятия «пункт приема и отгрузки древесины» и «обработанная древесина». Уточнено, что сопроводительный документ на древесину необходимо иметь всем, кроме граждан, осуществляющих заготовку для собственных нужд. Введены требования к таким документам, уточнена мера ответственности в части административных штрафов.
Причем штрафы эти довольно суровы. Так, например, нарушение порядка организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей. Если речь идет о юридических лицах, то там наказания еще жестче — от 400 тысяч до 500 тысяч.
Проверку выдержали не все
— Мы разработали процедуру организации пунктов приема и отгрузки древесины. Как известно, теперь они в обязательном порядке подлежат постановке на учет в региональном минприроды с выдачей соответствующего свидетельства, — рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексей Севастьянов. — Всего за время действия закона нами было выдано 255 таких свидетельств, но 12 пунктов с учета были сняты по заявлению их владельцев. Таким образом, сегодня на учете в минприроды состоят 243 пункта приема и отгрузки древесины.
По словам Алексея Севастьянова, на протяжении прошлого года министерство природных ресурсов совместно с прокуратурами районов проверяло деятельность заготпунктов. Всего было проведено 103 таких проверки, в результате которых вынесено 10 представлений, возбуждено 22 дела об административных правонарушениях. 21 лицо было привлечено к ответственности, причем 12 из них получили предупреждения, а девять были оштрафованы на общую сумму 363 тысячи рублей. Из нарушителей трое предпринимателей прекратили свою деятельность, с одним идет судебная тяжба, остальные предпочли встать на учет в минприроды.
Не наказывать, а информировать
— Мы приглашали на заседание нашего комитета тех предпринимателей, которые не встали вовремя на учет и подпали под действие закона. Но, к сожалению, они не смогли приехать, так как находятся в отдаленных районах — Сузунском, Кочковском, Ордынском, — пояснил заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин. — Когда мы изучали этот вопрос, то увидели, что сами бизнесмены относятся к новому закону в общем положительно. Например, директор одного из деревообрабатывающих предприятий так и сказал: «То, что нас оштрафовали, конечно, обидно, но правильно». Проблема в том, что многие мелкие предприниматели, особенно в отдаленных районах, даже и не знают, что такой закон принят и пункты надо ставить на учет. Сегодня у нас нет задачи оштрафовать людей, наша цель — сделать оборот древесины понятным и прозрачным. А для этого надо информировать всеми доступными нам средствами.
Председатель аграрного комитета Александр Терепа резонно возразил, что незнание закона не освобождает от ответственности.
— Предложение о том, что надо информировать предпринимателей, с моей точки зрения, хорошее, — подчеркнул он. — Но мне кажется, в этом смысле не стоит забывать о роли органов местного самоуправления. Да, они не участвуют в экономической деятельности, каковой является и заготовка древесины, но они знают субъектов этой деятельности. И, следовательно, им проще довести до каждого из них нормы действующего законодательства. Есть у меня и другое предложение. Хотелось бы, чтобы районные власти как-то участвовали в экономической разработке их территорий, в частности в отношении леса. Если такого права у них нет, то надо его им предоставить. Бизнес бизнесом, но неплохо было бы спросить мнение тех, кто там живет. Думаю, в конце нынешнего года, в ноябре-декабре, мы снова запросим информацию у минприроды по данному вопросу и посмотрим, какие изменения произошли. Надеюсь, что со временем все мы увидим и реальную экономическую отдачу от принятия данного закона.