Андрей ШИМКИВ: «Соглашательство — не наш стиль»
На ежегодной итоговой пресс-конференции председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрея Шимкива прозвучало полсотни вопросов. На каждый спикер ответил обстоятельно.
Деньги, рост пошлин на зерно, законотворчество, взаимоотношения ветвей региональной власти и, конечно, одно из значимых событий года — выборы в парламент.
После выборов состав Заксобрания изменился. Журналисты спросили, удалось ли наладить взаимодействие политических сил.
— Первые сессии показывают: мы сумели сохранить консолидацию, которая была в предыдущем созыве, — сказал спикер. — Не секрет, что мы работаем с каждым депутатом. Я с семи утра на работе, и любой депутат может прийти ко мне с любым вопросом. Надеюсь, что этот созыв будет работать так же профессионально, сильно, консолидированно. Это залог успеха, считаю, в работе и с исполнительной властью, и с избирателями. Для решения самых сложных и трудных вопросов важны взаимопонимание, доверительные отношения.
Андрей Шимкив уверен: ротация председателей комитетов Заксобрания — огромный плюс.
— Надоело слушать про то, что кто-то лоббирует свои интересы. На сегодня мы эту тему сняли. Уверен, мы увидим результаты этой замены, — заявил председатель областного парламента.
Квоты на вывоз зерновых: палка о двух концах
Напомним, премьер-министр Правительства РФ подписал постановление о повышении экспортной пошлины на подсолнечник и рапс на 30 процентов c 9 января 2021 года. Журналисты спросили, как это отразится на экономике региона, на сельхозпроизводителях. Уже сейчас в «Советскую Сибирь» обращаются аграрии, и особенно вопрос тревожит те районы, которые пострадали от засухи в этом году.
Андрей Шимкив объяснил, что это вопрос не к Законодательному собранию и не к региональному правительству, а к Минсельхозу РФ.
— Палка о двух концах, — заметил спикер. — Сегодня увеличивается экспорт — вы прекрасно видите, что взлетела цена на пшеницу, на зерновые культуры. Сразу появился вопрос, о чем и Президент РФ сказал, о подорожании подсолнечного масла, хлеба и так далее. Это должно регулироваться на сто процентов. Даже раньше надо было начинать регулировать, а не сейчас, когда дошло до 15–16 рублей за третий класс (за 1 килограмм пшеницы третьего класса. — Прим. ред.).
По словам Андрея Шимкива, есть и другая сторона медали. В позапрошлом году цена килограмма пшеницы была 7–8 рублей, и никто не кричал о снижении цены на хлеб.
— Надо цены регулировать — однозначно, но это очень тонкий механизм. Сделать так, чтобы и производители сельхозпродукции не пострадали, и переработчики. Вообще, чтобы меньше экспортировать, нужно развивать свою переработку. И продавать уже с добавленной стоимостью, тогда никто ничего ограничивать не будет, — сказал председатель Заксобрания.
Он также дал оценку господдержке, которую региональный агропромышленный комплекс получает на областном и федеральном уровне.
— Денег никогда не бывает много. На сегодня сумма поддержки АПК — около четырех миллиардов рублей, причем эта цифра на протяжении, наверное, последних десяти лет на одном уровне, — отметил Андрей Шимкив. — Мы ушли от областного финансирования больших инвестпроектов. У них федеральная поддержка — по затратам, это большие суммы, по возврату на строительство и оборудование, на все остальное — 3,8–4 миллиарда рублей. Мы только за, чтобы холдинги получали деньги из федерального бюджета, чтобы нам меньше тратить из областной казны. Нынче увеличили сумму поддержки на приобретение удобрений и ядохимикатов, по этому пути пошли многие регионы, которые достигли урожайности выше средней. Сегодня приобрести удобрения — дорогое удовольствие, и без поддержки федеральных и областных бюджетов это сделать невозможно.
Распределение федеральных трансфертов
Также журналисты поинтересовались: не лучше ли дать регионам право на самостоятельное распределение федеральных инвестиций?
— По распределению федеральных денег, считаю, это абсолютно правильный механизм. Это национальные проекты. Если их отдать на откуп регионам, поверьте, это будет неправильно. Давайте вспомним советское время. Целина — мощнейший национальный проект. Там ведь тоже никто никуда не отдавал. Эшелонами шли трактора, комбайны и все остальное. Зато мы четко понимаем: дали деньги на федеральный проект — и он будет. Я абсолютно согласен с механизмом, который существует сегодня, — сказал Андрей Шимкив.
Спикер областного парламента напомнил, что еще на итоговой сессии он говорил: в регионы из центра приходят разные суммы.
— И идет такая, в хорошем смысле слова, конкуренция между регионами — кому сколько. Вот в этом наша задача и исполнительной власти — войти во все федеральные программы, в национальные проекты. Для этого нужны проектно-сметная документация, экспертизы, выделение земли под все нацпроекты. А позиция «дайте, а мы поделим» — это неправильно, — считает спикер областного парламента.
«Мы не сократили поддержку бизнеса»
По рейтингу инвестиционной привлекательности Новосибирская область входит в двадцатку лидеров среди субъектов РФ. Как спикер областного парламента оценивает эффективность работы по привлечению инвестиций на территорию региона?
— Считаю, что мы делаем все возможное для привлечения инвесторов в регион, — ответил Андрей Шимкив. — Во-первых, мы сами по себе географически хорошо расположены. Задача исполнительной и законодательной власти — создать все условия для привлечения инвестиций. У нас есть ПЛП, появляется множество частных логистических парков. Даже в сложнейший год пандемии мы не сократили поддержку бизнеса. Это налоговые льготы, различные программы региональных министерств. Мы ничего не убрали. В любых обстоятельствах нельзя останавливаться в развитии.
Председатель Заксобрания уверен: депутатский корпус делает все, чтобы инвесторы приходили в Новосибирскую область, пользовались преференциями и в дальнейшем открывали новые рабочие места, пополняли налоговую базу. Все это — плюс экономике области.
— Сегодня инвесторы к нам идут, их инвестиции развиваются. Посмотрите на наши крупные промышленно-логистические парки, складские комплексы, на сельское хозяйство — появляются предприятия по переработке сельхозпродукции. В Маслянино строится мощнейший завод по переработке молока на 1 200 тонн в сутки, — напомнил Андрей Шимкив.
Спорит ли спикер с губернатором
Журналисты спросили: есть ли вопросы, по которым позиция председателя Заксобрания расходится с позицией губернатора?
— По-моему, за пять лет мы себя зарекомендовали. Соглашательство — не наш стиль. Конструктивный диалог — да! Отношения — конструктивные, профессиональные, рабочие. И только при таких отношениях законодательной и исполнительной власти можно работать, — ответил Андрей Шимкив.
Сохранить Заельцовский бор
Во время пресс-конференции Андрей Шимкив подчеркнул, что вопрос придания Заельцовскому бору статуса охраняемой зеленой зоны никак не связан с решением мэрии отложить обсуждение генплана Новосибирска на 2021 год.
— На сессии мы поднимали вопрос по зеленым зонам, по Заельцовскому бору. Позволить, чтобы в Заельцовском бору строили 20-этажные здания, мы не можем. Но у нас не было задачи остановить утверждение генплана Новосибирска, он мог бы быть принят с небольшими изменениями, — сказал председатель Заксобрания.
Спикер областного парламента сообщил, что по Заельцовскому бору создана специальная рабочая группа. Причем речь идет в целом о территории Новосибирского сельского района на границе с рабочим поселком Мошково.
— Нужны границы, нужен кадастр. Формулировки статуса зеленой зоны могут быть разными — «охраняемая», «особо охраняемая». Можно по-разному назвать, и федеральное законодательство позволяет нам это сделать. От Новосибирска поступали запросы — сделать зеленые зоны, например, на территории Академгородка. Мы консолидируем эти предложения. Вопрос немного растянется во времени, чтобы все было оформлено юридически грамотно, — пояснил Андрей Шимкив.
В качестве позитивного примера он привел Венский лес в Австрии, где нет ни одной бетонной или асфальтовой дорожки, это чистый вековой зеленый массив.
По словам спикера областного парламента, когда Заельцовский бор получит статус охраняемой зеленой зоны, потребуются средства для приведения его в порядок.
— Все очистить, убрать, и чтобы никакого жилья там не было, — резюмировал Андрей Шимкив.