Вырастить цифровое поколение
Прибор дополненной реальности для незрячих, робот-носильщик для людей с ограниченными возможностями передвижения, дом наизнанку, способный стать изюминкой туристического пространства, — такие проекты разработали участники кампуса молодежных инноваций в Новосибирской области.
Кампус молодежных инноваций «Цифровой мегаполис» — проект Минпросвещения РФ, реализуемый в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Цель проекта — формирование у школьников навыков в области цифровых технологий, повышение квалификации педагогов в сфере цифрового образования. Новосибирская область наряду с еще 20 регионами стала получателем федерального гранта на организацию кампуса.
Как рождаются идеи
Как рассказала руководитель кампуса Надежда Андреева, за вторую профильную смену (она закончилась 14 октября) ребята создали 45 проектов. В первой смене, в сентябре, было 44 разработки.
— Если раньше мы ориентировались на одаренных детей, то в этом году максимально сосредоточили усилия на ребятах из школ с низкими образовательными результатами. К нам приехали школьники из сельской местности, с рабочих окраин, — делится Надежда Александровна. — И знаете, что мы заметили? У ребят, не имеющих базовой подготовки в сфере цифровых технологий, рождаются более креативные идеи. Мы думаем, это происходит потому, что, не владея, к примеру, инструментами робототехники, человек не знает и ограничений. А когда ученики без подготовки объединяются с теми, кто уже продвинут, КПД получается довольно высокий: одни обеспечивают степень свободы проекта, а другие — технические возможности его воплощения.
Фото предоставлено Алексеем Масловым
Подросток с ДЦП изобрел робота-носильщика в помощь людям с ограниченными возможностями. Когда передвигаешься на инвалидной коляске, трудно носить с собой какие-то вещи. Устройство на колесах, оснащенное искусственным интеллектом, способно перемещать груз вслед за человеком.
Прибор дополненной реальности для незрячих представляет собой браслет, который надевается на ногу. Гаджет распознает препятствия впереди, сзади, сбоку и сигнализирует об этом хозяину, помогает ориентироваться в толпе. По замыслу создателей, он способен реагировать на маячки, которые в будущем можно разместить на пешеходных переходах, остановках транспорта. Такое устройство облегчит незрячим передвижение по городу.
Еще одна разработка, направленная на реабилитацию, — мозаика. Упражняясь с логическими игрушками, люди, страдающие от последствий перенесенного инсульта или других когнитивных нарушений, могут поддерживать свой интеллектуальный тонус.
Идея на злобу дня — робот-дезинфектор. В сегодняшних реалиях владельцам бизнеса приходится вводить дополнительную ставку для ответственного за обеззараживание помещений. Робот, изобретенный резидентами кампуса, может обрабатывать антисептиками разные поверхности через определенные промежутки времени.
Где папе научиться косички заплетать?
Впрочем, детская мысль направлена на создание не только утилитарных объектов. Есть, например, развлекательный проект под названием «Дом наоборот».
Большой популярностью пользуются аттракционы «дом вверх дном», «дом наизнанку». Они есть едва ли не в каждом парке. А резидент кампуса придумал дом, где внутри — улица, а снаружи — интерьер. Этот проект был бы интересен владельцам турбизнеса.
Экспертный совет из шести пап высоко оценил обучающий сайт по плетению косичек. Нередко бывает так, что отводить дочку в садик или начальную школу приходится отцу. Сделать прическу девочке для многих пап — непосильная задача.
Не только папы, но и мамы приходят в раздражение, когда читают родительский чат в ватсапе, куда каждый участник отправляет многочисленные комментарии. Перечитывать всю ленту нет времени и желания, как же тогда найти нужную информацию среди нескольких сотен сообщений? Юные разработчики создали агрегатор, способный отделять полезную информацию от флуда. Например, быстро найти сообщение, в котором говорится, к какому времени приходить в школу.
Счетчик летучих мышей
Так, как в кампусе «Цифровой мегаполис», с детьми не работает никто.
— Там создаются условия, в которых школьники изобретают вещи, до которых не додумались бы взрослые, — говорит один из координаторов кампуса — младший научный сотрудник Института систематики животных Алексей Маслов.
Под его руководством восьмиклассница создала счетчик летучих мышей. Эти рукокрылые зверьки жили на даче у ее дедушки. Их популяция постоянно менялась, и девочка решила выяснить, сколько мышей все-таки обитает на чердаке.
Говоря о практическом применении устройства, Алексей Маслов обратил внимание, что рукокрылые являются переносчиками опасных инфекций. Поэтому контроль их популяции дело очень нужное. При этом немаловажно, что устройство, изобретенное ребятами, абсолютно гуманное.
— Мы никого не ловим, не окольцовываем и не чипируем. Прибор распознает и учитывает звуки, издаваемые зверьками, — пояснил ученый.
В будущем с помощью этих датчиков ребята вместе с биологами намерены создать карту перемещения летучих мышей. А немного перепрограммировав устройство, можно подобным образом считать голубей или других птиц.
Подобные системы, делает оговорку Алексей Маслов, в мире есть, но их цена — около 60 тысяч рублей. А стоимость разработки новосибирских школьников — две тысячи.
Кстати, на этом же принципе построена созданная юными инноваторами система распознавания лиц. Она тоже стоит намного дешевле имеющихся на рынке аналогов. Эту автоматику можно устанавливать в школах, чтобы определять, кто опаздывает, а кто прогуливает уроки.
Некоторые из разработанных ребятами проектов уже воплощены в жизнь. Например, детская фабрика игрушек. Кому, как не самим детям, создавать сказочный мир. Но главное, по мнению Алексея Маслова, даже не это, а то, что ребенок встраивается в бизнес-процесс, учится планировать, творить и в конечном итоге реализовывать результаты своего труда.
Нужна служба сопровождения
Хотя, конечно, наивно думать, что за разработками школьников, даже если это очень интересные продукты, выстраивается очередь инвесторов.
— Никто не придает детскому проекту статус субъекта рынка, — комментирует Надежда Андреева. — Взрослые эксперты, дающие высокие оценки, оперируют категориями в будущем времени: «Вот окончите вуз, тогда…» Для восьмиклассника это перспектива как минимум восьми лет, то есть слишком отдаленная. Такие отложенные обещания снижают мотивацию.
Сейчас отдачу от проектов, разработанных в кампусе, школьники получают в виде участия в конкурсах. Но, как считает Надежда Андреева, чтобы извлекать из этого реальную пользу, нужна служба сопровождения, которая будет доводить детские разработки до этапа встроенности в сектор экономики. Может быть, найдет применение только проектная идея, а может быть, какой-то технический принцип. Главное, чтобы ребенок видел свое место в «социальном узоре». Образовательная рамка ограничивает детей и снижает мотивацию к достижению цели. Производственная и проектная рамки шире, у них больший потенциал. Но это тема отдельного разговора про образовательные модели и практикоориентированность образования. Работать, прямо скажем, есть над чем. Например, один из резидентов кампуса создал модель трансформируемой квартиры в концепции «умного дома». Но детский проект не станет субъектом рынка, несовершеннолетний контрагент априори маркирован как «неблагополучный». Как ребенок может соблюсти сроки поставки, к примеру? Поэтому разговоры про школьное технопредпринимательство — тема практически неизбывная.
— Если хотя бы десять процентов разрабатываемых проектов, подходов, проектных решений будет востребовано производителями сервисов, технических устройств — даже еще не потребителями! — это будет хорошо, — говорит Надежда Андреева. — Мы уже готовим свои предложения в Министерство образования о создании службы или центра сопровождения школьных проектов.
СПРАВКА
Кампус молодежных инноваций «Цифровой мегаполис»: 4 смены, 600 участников.
I смена — 15–28 сентября;
II смена — 1–14 октября;
III смена — 2–15 ноября;
IV смена — с 18 ноября по 1 декабря.