USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не сделать ли нам из наследия культ?

Светлана ФРОЛОВА
Здание городской начальной школы по ул. Якушева, 21 построено в 1909–1912 гг. Архитектор — Андрей Крячков. Признано памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома № 53 от 16.02.1987), но искажено позднейшей пристройкой. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ
Здание городской начальной школы по ул. Якушева, 21 построено в 1909–1912 гг. Архитектор — Андрей Крячков. Признано памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома № 53 от 16.02.1987), но искажено позднейшей пристройкой. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Памятники архитектуры будут собирать «баллы»

Какие резонансные новосибирские здания пора вносить в реестр, а какие — пока подождут своей очереди и какого рода работы ведутся в рамках нацпроекта «Культура» Новосибирской области?

Что в регионе делается, чтобы сохранить нашу историю и культуру? Как можно и нужно ли использовать здания и сооружения, представляющие историческую и архитектурную ценность для нас и наших потомков? Кто решает, что сохранять, а что снести и забыть? Об этом размышляют руководители региональной госинспекции по охране объектов культурного наследия и профильного научно-производственного центра.

И тебя посчитаем!

7 октября на пресс-конференции журналисты и чиновники говорили о планах госинспекции на ближайшую перспективу и на следующий год.

— В условиях сложившейся ситуации с финансированием, последствий пандемии мы видим большой поток обращений по включению в реестр, когда люди просят включить объект в реестр и ищут варианты подачи документов, не предусмотренные законом, то есть в электронном виде, факсы, копии и так далее, — начала Елена Медведева, начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области. — При этом, конечно, между органом охраны, экспертным сообществом и общественностью возникают разногласия и трения по поводу включения и невключения объектов в реестр. Мы наблюдаем и неприятие некоторых решений органов власти по отказу о включении объектов в реестр, либо наоборот. Из-за того, что этот вопрос чрезвычайно важен для общественности, хозяйствующих субъектов и, в конце концов, для самих владельцев зданий, которые становятся памятниками, я для себя обозначила серьезную проблему, что нужно искать правовые механизмы, в том числе механизмы взаимодействия с экспертами и сообществом до принятия подобных решений.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Приоритет для попадания в реестр имеют здания, которые представлены именами известных архитекторов либо связаны с какими-то историческими личностями, действительно имеющими значение для Новосибирска, например дом Янки Дягилевой. И хотя это дом рядовой застройки, но как архитектурный объект он тоже очень интересен, потому что его скошенный угол, в котором ранее был вход в лавку, представляет собой любопытный образец, каких больше в городе нет. Фото Алексея ТАНЮШИНА

В связи с этим в госинспекции рассмотрели практику по всей стране, в том числе европейской части России, Сибири, Дальнего Востока.

— В частности, специалисты обратили внимание на следующую процедуру: многие регионы для первоначальной оценки объектов для включения в реестр говорят о выработке некоторых характеристик и критериев с присвоением им каких-то баллов либо просто с оценкой наличия или отсутствия конкретной ценностной характеристики, которая позволяет принять объективное решение по включению объектов в реестр, — уточнила Елена Медведева.

Оказывается, в стране, начиная примерно с 2010 года, ряд регионов — точнее, около 35 процентов — разработали так называемые порядки проведения работ по установлению историко-культурной ценности и приняли «Критерии историко-культурной ценности». Эти критерии представляют собой огромную таблицу, в которой прописаны характеристики, относящиеся к конкретному региону и учитывающие его особенности. Но все они вобрали в себя методические наработки, например методику Олега Пруцина, в которой указывается, как нужно описывать объект, чтобы окончательно выяснить — памятник это или нет.

— Такие характеристики и были выбраны инспекцией для рассмотрения экспертами, — продолжила Елена Медведева. — Эти критерии мы хотим представить экспертам на самом первом этапе. Но их увидит и общественность, потому что мы будем проводить их путем принятия нормативного правового акта.

Не дотянули по баллам

По ее словам, по балльной системе и для начала были просчитаны наиболее резонансные объекты для нашего региона, например небезызвестный кинотеатр «Металлист».

— Просчитали по критериям, получили некоторое количество баллов и увидели, что, в принципе, принимали правильное решение, когда отстаивали его и предлагали для включения в реестр, — рассказала Елена Медведева. — Это же касается и дома Янки Дягилевой. Самое удивительное, что в последних двух примерах получилось одинаковое количество баллов. И сейчас мы хотим просчитать как можно больше объектов по этой системе, чтобы убедиться, что она достаточно обоснована и достаточны исследования для применения. Эти характеристики мы уже представили для рассмотрения экспертному сообществу, то есть в Новосибирский университет архитектуры и дизайна были приглашены наиболее известные эксперты в этой области. Высказаны были замечания и предложения еще больше раскрыть и детализировать характеристики, для того чтобы не допустить переоценки какого-то объекта либо его недооценки.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Разбирательства по поводу судьбы кинотеатра «Металлист» затянулись на год. Инспекция стоит на своем — здание включено в реестр. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Кстати, через эту систему прогнали и объект, который в реестр внести отказались, и если «Металлист» с домом Янки набрали по 160 баллов, то «отказник» на Республиканской, 25 — всего 96. К слову, «норма» реестра — 100 баллов.

— То есть мы проверили свои предыдущие решения, и пока система в них укладывается, — уточнила Елена Медведева.

Документ предполагается окончательно проработать до конца октября. После чего он будет выставлен на обозрение общественности и вынесен на рассмотрение научно-методического экспертного совета при инспекции.

В планах инспекции принять этот документ до конца года, чтобы впоследствии работать уже по более сбалансированной системе.

— Мы сгруппировали характеристики в виде тех видов исследований, которые должны быть проведены: это оценка истории возникновения объекта, его периодизация, принадлежность к какому-то стилю, наличие либо отсутствие известного автора, — рассказала чиновник. — В том числе учли ситуацию, когда нет данных даже о конкретном авторе объекта, — такому объекту все равно присваиваются какие-то баллы. Они, конечно, меньше, чем при наличии автора общероссийского значения. Но это позволит нам в дальнейшем принимать более обоснованные решения.

Коронавирусные жалобы

Говорили о «зрительных» проблемах, например о портящих облик города рекламных конструкциях.

— Летом на нас хлынул поток жалоб по состоянию объектов культурного наследия — по Академгородку и многоквартирным домам, — рассказала Медведева. — Очень много было жалоб на размещение рекламных конструкций на объектах капитального строительства. Хотя новосибирский Академгородок является достопримечательным местом, не все объекты капитального строительства являются памятниками, но многие из них относятся к предметам охраны. Соответственно, были установлены нарушения на памятниках, которые находятся на территории новосибирского Академгородка. Было очень много нарушений на объектах, которые включены в реестр недавно.

В 2019 году в число объектов, которые стали предметами охраны, были включены гостиница «Золотая долина», Дом связи и Торговый центр.

Рекламные конструкции были размещены на этих зданиях до того, как они попали в список охраняемых объектов.

— Правообладатели получили соответствующие уведомления, что им необходимо принять меры по очистке фасадов от ранее размещенных рекламных конструкций, которые не соответствуют установленным требованиям. Ситуация усложняется тем, что так как это было сделано до включения в список охраняемых объектов, закон обратной силы не имеет и наказать за это нельзя, можно только предлагать в плане работ на будущее, определив разумный срок — два-три года, — уточнила Медведева.

На очереди дом с часами

Еще один блок работ в приоритете — это проведение ремонтно-реставрационных работ и содействие муниципалитетам в ремонте и реставрации в рамках нацпроекта «Культура» Новосибирской области.

— В Куйбышеве запланирован ремонт дома, в котором проживал Куйбышев. Сумма финансирования составляет шесть миллионов двести тысяч рублей. И этот объект включен в план. Думаю, мы выделим муниципалитету деньги — в прошлом году он не нашел возможности софинансирования проекта. Но в следующем году обязательно будем решать эту проблему, чтобы деньги поступили, и все-таки ремонт состоялся.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Дом с часами (Дом под часами) — жилой дом в Новосибирске, построенный в стиле конструктивизма, один из первых жилых домов галерейного типа, узнаваемый символ города. В нем планируется сделать музей и проводить  бьеннале. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Кроме того, по госпрограмме на следующий год предусмотрено выделение финансирования Новосибирску на проектирование и частичное выполнение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия в многоквартирных домах.

— Мы включили в госпрограмму 10 миллионов рублей на Дом под часами. Памятники требуют больших затрат, и проектирование очень дорогое. Поэтому не всегда фонду капитального ремонта удается в достаточной мере их финансировать. В том числе и со стороны владельцев не всегда возможны такие затраты. Поэтому, если учитывать все те элементы, которые упускаются из программы капремонта, мы пытаемся компенсировать проблемы в рамках нацпроекта «Культура». Если у нас получится с Домом под часами, мы сможем и на следующие годы распространить такой способ оказания поддержки на другие подобные объекты.

Новая жизнь школы Крячкова

В 2020 году научно-производственный центр выступает заказчиком по ремонту и реставрации здания памятника в Сузуне — имеется в виду контора управляющего Сузунским медеплавильным заводом. Сейчас это здание передано под филиал Новосибирского областного краеведческого музея и находится в ремонте.

— Причем ремонт и реставрация проходят полноценные: мы «открыли» окно в этом доме, воссоздаем террасу и прочее. Работы планируем завершить в начале ноября 2020 года, — рассказала Татьяна Артюкова, начальник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области.

Еще один интересный объект, который находится в процессе разработки, — здание в центре Новосибирска на Якушева, 21. Это одно из 12 учебных заведений, построенных в Ново-Николаевске по проектам Крячкова в начале XX века. Здание архитектора Крячкова было искажено позднейшей пристройкой, но не растеряло своего очарования. Сейчас там располагается муниципальное учреждение дополнительного образования для детей — Дом творчества «Октябрьский».

— Конечно, пристройка очень негативно сказалась на объекте (а проще говоря, испортила внешний вид! — Прим. ред.), здание требует капительного ремонта. Объем вмешательства необходим очень серьезный — это касается и смены перекрытий, и полной модернизации инженерных сетей, усиления несущих конструкций, — рассказала Артюкова. — Проблема в том, что пристрой не имеет статуса памятника, а значит, нельзя направить средства и ресурсы на часть, не являющуюся исторической. Сейчас мы подвигаем пользователя к выделению средств от его учредителя — департамента образования мэрии Новосибирска — на проектирование в 2021 году и неисторической части. Но проект необходим для полноценного проведения ремонта и создания комфортных условий для детей.

Если все получится и проекты будут утверждены, ремонт состоится в 2022 году. К слову, по этому объекту переписка с жителями шла несколько лет.

— Есть такая категория, которая называется «Объекты, находящиеся в неудовлетворительном состоянии», — комментирует Медведева. — Формально мы должны в первую очередь брать только их. А здание на Якушева находится в удовлетворительном состоянии. Хотя в итоге мы очень часто неудовлетворительные отодвигаем на второй план, понимая, что те здания, где идет жизнь сейчас, нужно выдвигать вперед. К тому же ежегодный объем финансирования у нас ограничен пределами, и я не помню, чтобы он у нас увеличивался лет десять, наверное, уже. Когда-то происходят исключительные случаи: скажем, в прошедшем году были выделены деньги на Монумент Славы.

Железный «Металлист»

К слову, далеко не все застройщики остаются довольны, когда какое-то здание включается в реестр. Например, строительная компания «Парк Победы» оспорила в Ленинском районном суде Новосибирска решение о включении здания кинотеатра «Металлист» в перечень объектов культурного наследия и потребовала отменить все ограничения по использованию земельного участка. Дело в том, что застройщик купил участок земли и здание бывшего кинотеатра в начале 2018 года, чтобы построить там много-этажный жилой дом. Но этим планам не суждено было реализоваться.

— В третьем случае экспертиза была положительной, — рассказала Медведева. — И с учетом этой экспертизы инспекция приняла решение о включении «Металлиста» в реестр. Потом суд перенаправил в общую юрисдикцию… В общем, это было долго тянущимся делом. Но у инспекции все это время позиция оставалась неизменной. Все документы оформлены, и мы убеждены, что все сделано правильно.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Ранее мозаика на стене «Строителя» авторства художника Василия Кирьянова, о которой уже писала «Советская Сибирь», числилась в списке лишь «обладающих признаками объектов культурного наследия», но теперь ее запрещено не только демонтировать, но и закрывать баннерами. А при ремонте самого здания Дома культуры руководству придется обеспечить сохранность мозаичного панно. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Что касается судьбы мозаик на стенах ДК «Строитель», по словам Медведевой, пока решение неокончательное.

— Статус у мозаик уже выявлен — объект культурного наследия. И одной из характеристик этого объекта является его местоположение именно на стене, — пояснила руководитель госинспекции. — Поэтому нельзя просто взять и поставить их рядом, в рамке: это будет нарушением закона. Теперь вопрос в том, как отремонтировать стену, не причиняя вреда мозаике. Как это сделать конструктивно. Мы участвуем в совещаниях, даем рекомендации. Не все они приветствуются, потому что для любого правообладателя это проблема, когда мы присваиваем чему-то статус памятника, — негодование все выливается в нашу сторону. Мы помогаем как раз жить с этим — разъясняем. НПЦ всегда выделяет специалистов — инженеров, чтобы подсказать и выбрать технологию производственного процесса. Не было, к сожалению, еще таких владельцев зданий, которым дали памятник, и они этому очень обрадовались.