USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Учитель должен видеть глаза детей!»

Эльвира НОВИКОВА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Лучшие преподаватели региона обозначили особенно волнующие их вопросы в сфере образования

Всероссийский конкурс «Учитель года — 2020» выходит на финишную прямую. Победители региональных конкурсов будут бороться за звание лучшего в конце года в Волгограде. В областном конкурсе приняли участие 38 педагогов.

По итогам заочного этапа в лидеры вышли 15 участников. Им предстояло продемонстрировать мастер-классы, защитить свои образовательные проекты. Мы решили увидеть своими глазами, чем же так хороши посланцы муниципальных школ — лучшие из лучших, и узнать, что думают о них эксперты.

Цифра — это новые возможности и проблемы

— Каждый район Новосибирской области делегирует своих победителей предыдущих этапов конкурса, — рассказала проректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования, член большого жюри и федеральной конкурсной комиссии Анна Молокова. — На очном этапе за лидерство борются 15 лучших педагогов, набравших максимальное число баллов. Высшая оценка — 100 баллов. Жюри уже посмотрело, как они провели свои учебные занятия, внеклассные мероприятия. Конкурс выявляет профессионалов высокого уровня, которых в нашем регионе немало.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Проректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Анна Молокова. Фото Алексея ТАНЮШИНА

В прошлом году завершающий, федеральный этап прошел в городе Грозном. В этом году он состоится в Волгограде — на родине победителя прошлогоднего конкурса.

Заместитель министра образования Новосибирской области Мария Жафярова сообщила, что в этом году появилось новое творческое испытание — «Публичная лекция». Именно с нее и начали.

Первой вышла на сцену преподаватель математики средней школы № 2 города Куйбышева Зоя Александрова. Она рассказала о плюсах и минусах цифровизации образования, выразив, кажется, позицию многих коллег.

— Сейчас, совсем как Алисе в «Стране чудес», чтобы остаться на месте, нужно быстро бежать, а чтобы продвинуться вперед, нужно бежать в два раза быстрее, — отметила она. — Цифровизация образования, с одной стороны, помогает не отстать от современного мира, с другой — создает новые проблемы. Положительное: упрощается работа преподавателя, он дает задание, помогает разобрать сложные случаи. Ученик может учиться не выходя из дома. Так проще и быстрее внедрить дифференцированное обучение, для каждого индивидуально. Но одновременно появляется целый ряд проблем.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Жюри оценивает участников по 100-балльной системе. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Каких же? Учитель их обозначила: технические — невысокая скорость Интернета в селах; ресурс, который не выдерживает большой нагрузки, когда подключается много пользователей. У преподавателя должен быть хороший уровень пользователя компьютера. Для перехода на цифру потребуется разработать комплексные методички разнообразных форм обучения.

Но есть и более серьезные вопросы, например, как сохранить здоровье учеников.

— У многих детей нет планшетов, они пользуются смартфонами, — продолжает педагог. — Дети напрягают зрение, глядя на маленький экран телефона. Снижается концентрация внимания, а значит, и качество знаний. Детская лень часто провоцирует желание списать. На удаленке исчезает соревновательность в учебе; такое хорошее качество, как лидерство, становится невостребованным. В мире растет количество случаев выявленного аутизма среди детей. В какой-то мере его провоцирует виртуальный мир. Происходит дегуманизация общества. Только учитель может научить, как разрозненные знания привести в систему, научить анализировать. Учитель и его личность остаются ключевым звеном в образовательном процессе.

В яблочко, как говорится.

Как не ошибиться, выбирая профессию?

Как считает учитель географии Новосибирского экономического лицея Татьяна Глиненко, преподаватель должен дать школьнику основные ориентиры на будущее. Она привела цитату из сочинения своего ученика, который беспокоится: «Пока мы учимся, мир может сильно измениться. Какой вектор своего развития выбрать, чтобы не ошибиться с профессией?»

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Абсолютным победителем областного конкурса «Учитель года» признана Татьяна Глиненко — преподаватель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Экономический лицей». Фото Алексея ТАНЮШИНА

Этот вопрос волнует и родителей, и детей. Они не уверены в будущей востребованности образования, которое они получат. Мир стремительно меняется, выпадают некоторые профессии, появляются новые.

Учитель подчеркнула, что уже сегодня на рынке труда востребованы не только инженеры и IT-специалисты, в ближайшем будущем станут нужны те, кто будет восстанавливать природную среду, решать назревающие масштабные экологические проблемы.

— Отраслевой нацпроект нацелен не только на то, чтобы Россия вошла в первую десятку стран по уровню развития образования, — продолжает учитель. — Это еще и вклад в человеческий капитал страны. Молодое поколение должно в будущем взять на себя решение серьезных задач, но для этого проникнуться ими нужно уже сегодня. Это использование экологических материалов, создание замкнутого круга всех производств, качественная переработка отходов, их утилизация. Дети интересуются этим, а подхватить и закрепить такой интерес — уже задача педагога.

Татьяна Глиненко заметила, что на внеурочных занятиях все ребята активно работали в команде, обозначая актуальную для местности проблему и обсуждая, как ее можно решать:

— Мы подали заявку на конкурс «Дежурный по планете — цифровой лесничий», планируем создать профильные отряды в школе. Учитель — это наставник, который вдохновляет детей.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Абсолютным победителем областного конкурса «Воспитатель года» стала Ольга Костылева — музыкальный руководитель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад № 2 «Дельфин» города Бердска». Фото Алексея ТАНЮШИНА

Лучшие среди лучших!

На торжественной церемонии, посвященной профессиональному празднику — Международному дню учителя, глава региона Андрей Травников вручил свидетельства победителям федерального конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности на территории Новосибирской области в 2020 году. Он наградил победителей областного конкурса на присуждение премии «Почетный работник образования Новосибирской области».

Фото Алексея ТАНЮШИНА

«Удалёнка» пока не для села

Нынешней весной всем школам пришлось перейти на дистанционное обучение. Сегодня, в связи с тем, что началась эпидемия ОРВИ, часть классов и школ снова закрыли на карантин. Какие сложности это вызывает? Что еще волнует сельских учителей? Вот что говорят лучшие из них.

Дмитрий Гридин, учитель технологии средней школы села Усть-Тарка:
— В новом учебном году в нашей школе в рамках нацпроекта «Образование» открылся центр «Точки роста», для которого приобрели современное оборудование. Это помогает в освоении технологий. Но на дистанционном обучении весной наши ученики были более месяца, и, как выяснилось, по этому предмету очень мало платформ, в связи с чем приходилось давать задания через «электронный дневник» и по электронной почте. Потом в конце учебного года перешли на очный формат: в школу по очереди приходило полкласса, программу все-таки освоили.

Константин Востренков, учитель истории и обществознания средней школы № 9 города Татарска:
— Дети справились, и результаты у них на домашнем обучении были даже лучше, что понятно: готовя ответ, можно пользоваться различными источниками информации. Но я считаю: учить нужно очно, чтобы видеть глаза детей, следить за их участием в процессе. Есть еще одна проблема: выпускники девятых классов заканчивают изучать историю России на периоде начала ХХ века. Великую Отечественную войну учителям приходится давать школьникам уже факультативно, что не дает возможности погрузиться в такой важный для нашей страны период.

Татьяна Ашихмина, преподаватель начальных классов лицея «Технополис» в наукограде Кольцово:
— У нас новая школа с полной комплектацией. У детей дома тоже есть планшеты, компьютеры. Для моих четвероклассников не было проблемы перейти на удаленку, но только на непродолжительное время. Больше волнует другое: количество уроков русского языка с шестого класса сокращается, и к выпускному их не более двух часов в неделю. Это очень мало для того, чтобы выпустить из школы грамотного человека.

Евгений Семенов, учитель физкультуры средней школы № 2 в поселке Чаны:
— У детей среднего возраста два урока физкультуры в неделю, у старших — три. Я — руководитель спортивно-туристического клуба «Пираньи» и секций по волейболу, настольному теннису, которые посещают 95 процентов школьников. Честно говоря, нам тесно. Очень не хватает комплексной спортплощадки.

Оксана Микуляк, учитель географии школы № 1 села Баган:
— Дистанционное обучение длилось два месяца. В нашем селе мало кто пользуется Интернетом, поэтому задания для учеников приходилось распечатывать и привозить в школу. А вечером приезжали родители и забирали. Со школьниками, которые и раньше нормально учились, проблем не было. А вот у слабых появились большие пробелы в знаниях. Считаю, что переход на дистанционное обучение оставит часть детей неучами.

По страницам «Советской Сибири» разных лет
Это традиция. Среди наших читателей нет никого, кто бы не поздравлял своих наставников с Днем учителя. 5 октября ежегодно вся страна чествует педагогов. Мы собрали подборку из архивных номеров нашей газеты: о чем говорили победители конкурса «Учитель года» несколько лет назад?

Светлана Королькова, учитель географии, Искитимский район:
— Мы, учителя, стараемся не гнаться за суперновыми технологиями. Сейчас основная тенденция образования — научить детей ориентироваться в источниках информации. Клиповое мышление мешает анализировать тексты, вычленять главное, поэтому умение читать и обдумывать прочитанное необходимо развивать на каждом уроке. В том числе географии. Нужно начинать с малого: если научишь элементарным основам, дальше дети пойдут сами. («Советская Сибирь» № 17 от 26 апреля 2017 г.)

Светлана Литвиненко, преподаватель английского языка частной школы, г. Новосибирск:
— В первый год работы я поняла, как важен труд учителя, ведь ты действительно несешь что-то доброе в этот мир. Учитель должен стремиться быть наставником, но не слишком строгим. Надо детей обязательно воспитывать, но мягко. («Советская Сибирь», № 76 от 3 октября 2015 г.)

Евгения Лелетка, преподаватель истории, г. Искитим:
— Первая моя встреча с учениками произошла 1 сентября на линейке. Очень волнующий момент. Ученики — это всегда непредсказуемость, вулкан, но с хорошими последствиями. Прошло много лет, и бывали сложности, переживания, но я ни о чем не жалею! («Советская Сибирь», № 76 от 3 октября 2015 г.)

Валентина Рублева, преподаватель географии и биологии, Сузунский район:
— Школьникам очень нравится изучать историю родного края, которую я тоже преподаю. Мы выезжаем на экскурсии в заповедные места района. Мечтаю написать учебник по сузуноведению, в котором будут использованы авторские работы моих учеников. («Советская Сибирь», № 188 от
7 октября 2011 г.)

Марина Прохорова, преподаватель информатики, г. Новосибирск:
— После третьего курса я уже работала в школе, помогала как технический специалист, — вспоминает Марина Викторовна. — Директор, видимо, разглядел во мне что-то и предложил работать учителем. Я, конечно, испугалась, потому что мне было всего двадцать лет и опыта никакого. К счастью, когда оканчивала магистратуру, у нас был предмет «Педагогика», несколько семестров изучали, как преподавать. Остальное со временем наработалось. («Советская Сибирь» № 17 от 25 апреля 2018 г.)

Татьяна Лопатина, преподаватель русского языка и литературы, Мошковский район:
— Как сейчас помню свой первый день в школе. У меня был выпускной класс, по расписанию литература. Но весь урок я просто отвечала на вопросы учеников, чтобы с ними познакомиться. А в конце урока я их спросила: что они в последнее время читали? Вот так и стали вместе работать. («Советская Сибирь», № 191 от 6 октября 2005 г.)

Владимир Иванов, руководитель департамента образования Новосибирской области (2007 г.):
— Я тоже был педагогом. И для меня самое приятное — встретить своих учеников, которые подходят и говорят: «Владимир Викторович, а вы меня помните?» То, что я остался в памяти уже взрослого человека как учитель, дорогого стоит. Это для меня очень важно. («Советская Сибирь», № 193 от 4 октября 2007 г.)

Вера Ветюгова, преподаватель русского языка и литературы, Купинский район:
— За последние три года среди моих выпускников пять медалистов. Я горжусь своими учениками, которые активны не только в учебе, но и в других сферах. Мои дети два года подряд становились лидерами в конкурсе «Журналина». Я считаю, что стала победителем потому, что за моей спиной — результаты моих школьников! («Советская Сибирь», № 194 от 5 октября 2006 г.)