«Красный факел» показал «Дело»
Новосибирский академический драматический театр открыл 101-й сезон сатирой о коррупции
Несмотря на то что у новосибирского «Красного факела» в запасе еще много интересных дел, начать сезон здесь решили с истории о коррупции на самых разных уровнях. Точнее, с сатирической пьесы Александра Сухово-Кобылина «Дело», которую поставил уже знакомый новосибирскому зрителю Дмитрий Егоров.
Правда, похоже, еще не все зрители смеются в театре в нужных местах.
Все фирменное — даже маски
17 сентября в «Красном факеле» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию 101-го театрального сезона. В ней приняли участие заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов, директор театра Александр Кулябин, главный режиссер Тимофей Кулябин, а также режиссер Дмитрий Егоров.
— Наконец-то мы добрались до этого момента, — сказал Александр Кулябин. — Тем более абсолютно радостная весть, что у нас не нужно сидеть в шахматном порядке. На открытии будут полные залы. Будем соблюдать все нормативы, а их нам выставили Роспотребнадзор и министерство культуры — как России, так и наше, местное. 32 пункта мы должны выполнять, чтобы у нас все происходило. Начиная с масок. Мы все их выполняем. Воздух чистим, проветриваем, ручки протираем, масочки носим.
Фото Виктора ДМИТРИЕВА
К слову, краснофакельцы действительно расстарались: предусмотрели все, вплоть до новомодных обеззараживателей воздуха. Даже подготовили фирменные маски, как и многие другие театры. К концу года новосибирцев ждет, кстати, «Женитьба Фигаро». А краснофакельцев — поездка на «Золотую маску» с «Детьми солнца». Если, конечно, опять все не испортит известный всем вирус.
— В 2020 году «Красный факел» должен был отпраздновать свой сотый сезон, но по объективным обстоятельствам сделать это не удалось, — напомнил Григорий Милогулов. — Человеку-то обидно, если он не может отпраздновать своей день рождения, а тут — целый театр. Эту форс-мажорную ситуацию, связанную с коронавирусом, все учреждения культуры пережили по-разному. Сегодня, когда я зашел в театр, увидел сотрудников в прекрасном, приподнятом настроении, готовых принять зрителей. И я думаю, что 101-й сезон станет не менее праздничным, чем сотый, тем более что в декабре будет выпущен документальный фильм об истории легендарного театра «Красный факел». Также все учреждения культуры принимают максимально возможные меры, чтобы обезопасить зрителей и артистов на спектаклях, концертах и выставках. Так как самое важное — это здоровье. Мы все понимаем, что 32 пункта — это не прихоть, а обязательная вещь.
По словам Александра Кулябина, театрам во время пандемии очень помогли банки.
— Нам давали кредит, который при выполнении всех условий просто возвращать, — сообщил он. — Конечно, у нас сохранялась заработная плата — нам все выдавалось вовремя. За этим стали следить более зорко, не дай бог ты не выполнишь и кому-то урежешь зарплату. За этим очень следили, и мы благодарны нашему правительству за то, что мы все вовремя и четко ее получали. Кстати, у некоторых театров, не скажу у каких, зарплата необоснованно вдруг стала выше, но у нас все было без эксцессов.
Как уточнил Григорий Милогулов, все статьи расходов, которые должны были обеспечить непрерывное функционирование, в том числе фонд оплаты труда, — были защищены. И эти деньги остались во всех учреждениях в полном объеме.
Фото Виктора ДМИТРИЕВА
— Действительно, часть бюджета минкульта, как и других министерств, была заморожена и сохранена в рамках резервного фонда правительства. Потому что никто не понимал, как именно будет развиваться ситуация. И эти деньги потом частично использовались, чтобы выделять дополнительные средства тем учреждениям, которые в этом нуждаются, на дополнительные меры защиты и соблюдение санитарного режима, — пояснил он.
О чиновниках и людях
После пресс-конференции состоялась сдача спектакля «Дело» по пьесе Александра Сухово-Кобылина в постановке Дмитрия Егорова.
В 1850 году в жизни Сухово-Кобылина произошло событие, которое в итоге и развилось в известную трилогию «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина»: в Москве нашли труп француженки Луизы Симон-Диманш — любовницы и содержанки будущего опального писателя. Которая ему к этому времени, говорят, банально надоела. Потому что появилась другая, которая впоследствии родила ему дочь. Сначала, как ни странно, в убийстве подозревали крепостных Сухово-Кобылина (он и сам был в этом, казалось, полностью уверен — действительно, ведь ни для кого не секрет, что крепостные ужасно ненавидят господ, которые ими управляют). Потом оказалось, что крепостных просто пытались подкупить — обещали вольную семье, и как бы не сам фигурант дела. И к тому же сильно пытали. Ну, то есть, например, подвешивали за ноги. И все это время «несчастный» писатель вроде бы даже особо не страдал — почти свободно перемещался и писал себе пьесу в свое удовольствие. О коррупции, взятках и произволе чиновников, разумеется. Пьесу он назвал «Дело».
Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Но есть другая версия. По ней Сухово-Кобылин столкнулся с нравом бюрократии, с произволом и злоупотреблениями чиновников. «Дело» есть плоть и кровь мои... Я написал его желчью... — говорил Сухово-Кобылин. — «Дело» — моя месть. Месть есть такое же священное чувство, как любовь. Я отомстил своим врагам! Я ненавижу чиновников... Сам я никогда не служил и в департаментах являлся только просителем».
Проблема в том, что, вероятно, все же недостаточно любить творчество Гоголя, чтобы и самому уметь писать. По крайней мере, внятно. Таланта Сухово-Кобылину тут явно недостает. В его текстах воистину черт ногу сломит. И если бы не было подписи «сатира», думаю, далеко не все зрители, тем более современные, поняли бы, где именно смеяться.
Режиссер Дмитрий Егоров, отвечая на вопрос, был ли, по его мнению, писатель убийцей или нет, честно ответил:
— Я не знаю. Я прочитал достаточно много литературы о Сухово-Кобылине, и мне до сих пор непонятно. Но сама пьеса «Дело» настолько хорошо показывает, как любые факты могут меняться и каким образом что-то сказанное одно может стать чем-то другим…