USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Звание обязывает

Светлана ФРОЛОВА
Фото с сайта nso.ru
Фото с сайта nso.ru

Горожане обсуждают, где и какой памятник трудовой доблести нужно поставить

Новосибирцы с воодушевлением — световым шоу и фейерверками — встретили известие о том, что областной центр получил заслуженное почетное звание «Город трудовой доблести».

На следующий день после присвоения Новосибирску этого почетного статуса глава региона возложил цветы к Вечному огню и памятнику «Единство фронта и тыла» на Монументе Славы, таким образом почтив память всех работников промышленности и сельского хозяйства, которые самоотверженно трудились в Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны, приближая Великую Победу.

Фото с сайта nso.ru

«Навсегда в народной памяти»

Напомним, с инициативой расширить список городов, претендующих на звание «Город трудовой доблести», к главе государства обратился секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак в ходе заседания оргкомитета «Победа».

На встрече с рабочей группой по подготовке поправок в Конституцию РФ Владимир Путин заявил, что подвиг жителей оборонных центров должен навсегда остаться в народной памяти. По мнению главы государства, города, которые претендуют на звание «Город трудовой доблести», «заслуживают того, чтобы это было отмечено». В итоге президентом были одобрены заявки Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Челябинска, Самары, Перми, Нижнего Тагила, Саратова, Омска, Казани, Новосибирска, Ярославля, Магнитогорска, Ижевска, Уфы, Томска, Ульяновска, Иваново, Новокузнецка, Иркутска и Боровичей.

Цветы — труженикам тыла

— Эмоции самые радостные, это долгожданное известие, — сказал Андрей Травников. — Присвоение звания Новосибирску входит в череду знаменательных событий, которые продолжаются с начала Года памяти и славы. Я разделяю радость не только с новосибирцами — жителями города и области. Я разделяю эту радость вместе с жителями всех 20 городов, которым присвоено звание «Город трудовой доблести».

Получение Новосибирском почетного звания единороссы отметили автопробегом. Делегация сначала возложила цветы на Монументе Славы, а затем колонна автомобилей отправилась в районы области. Всероссийскую патриотическую акцию поддержали общественные организации региона. А депутат Совета депутатов города Новосибирска Игорь Атякшев принял в нем участие вместе со всей своей семьей.

— Мы гордимся и храним в памяти подвиг всех тружеников тыла, наших дедов и прадедов, которые ковали щит обороны для нашей страны в годы Великой Отечественной войны на предприятиях города. Важно, что инициативу о присвоении городу этого звания, предложенную «Единой Россией», поддержал президент, — сказал депутат.

Фото с сайта nso.ru

Василий Носков, руководитель Новосибирского городского штаба «Молодой гвардии Единой России», также участник автопробега, напомнил, что это событие значимо для всех жителей области, ведь продовольствие для фронта отправляли сельчане. Словом, почетное звание проецируется на весь регион, это наша общая доблесть.

Памятник труду или улица Славы

Новосибирцы в соцсетях высказывают свои идеи по поводу будущей стелы «Город трудовой доблести». Как она будет выглядеть и где стоять, пока непонятно. Власти утверждают, что выберут место с учетом мнений жителей.

По словам Константина Голодяева, сотрудника Музея города Новосибирска, в мегаполисе много военных памятников, но «один лишь Монумент Славы достойный».

— Где новый поставить? — рассуждает краевед. — Победой наша страна обязана именно Новосибирску и той, еще большой области (во время войны из состава Новосибирской были выделены Кемеровская и Томская области. — Прим. ред.). Просто жители об этом не знают. Большинство из написанного и снятого об этом скучно и патетично. Давайте лучше перезагрузим совершенно невнятную, «сельскую» стелу в центре города, на углу Красного проспекта и улицы Сибревкома. Сделаем ее высокой и монументальной. И на стелах на въезде в город нужно разместить логотип «Города трудовой доблести». В самолетах и поездах объявлять об этом по прибытии.

Актер Сергей Грановесов считает, что памятник нужно поставить в левобережье Новосибирска, ведь именно там в годы войны были сосредоточены промышленные предприятия. Представитель библиотечного сообщества Юрий Лобанов уверен, что нужен не памятник, а музей, посвященный трудовому подвигу новосибирцев, он предлагает разместить его на территории исторической ТЭЦ-1.

— Я бы сделал улицей трудового подвига Станционную, — говорит писатель Игорь Маранин. — Там уже множество маленьких мемориальных мест. Если привести их к единому визуальному формату, под единую идею, а в начале поставить предполагаемую стелу, необязательно в виде шпиля, это будет настоящая улица-памятник, по которой можно водить экскурсии. Например, для школьников вместо урока истории.

Исторический экскурс

— В годы Великой Отечественной войны Новосибирск стал одним из важнейших тыловых центров страны, где ковалась Победа. Его жители проявили массовый трудовой героизм и внесли существенный вклад в разгром фашизма.

— На 1 января 1942 года Новосибирск принял производственные мощности 31 эвакуированного предприятия. Вместе с предприятиями оборонного значения в городе на Оби получили вторую прописку 4 научно-исследовательских института, 8 строительных и монтажных трестов и проектных организаций, 15 строительных организаций.

— В годы войны Новосибирск стал крупнейшим в стране военно-индустриальным центром, выпускавшим различные виды вооружения и боеприпасов для фронта. В городе развернулось социалистическое соревнование под лозунгами «Все для фронта! Все для победы!», «В труде — как в бою!», «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!». При этом кадровых рабочих, ушедших на фронт, у станков заменили подростки и молодежь.

— Уже в предвоенные годы Новосибирск являлся крупным культурным и научно-образовательным центром страны, в котором функционировали десятки учреждений культуры, вузов и отраслевых институтов. В городе сосредоточились культурные ценности общенационального и мирового значения.

— Новосибирская область стала ядром развернутой сети госпиталей. Непосредственно в городе размещалось не менее 23 госпиталей. В эвакогоспиталях региона только за 1941–1943 годы лечились 250 тысяч человек.

В ближайшее время в Новосибирской области стартует сбор предложений, касающихся места установки памятной стелы «Город трудовой доблести» и визуализации окружающего пространства. По поручению губернатора будет создана комиссия, которая займется этой работой. При этом важно не просто выбрать место для размещения объекта, а создать архитектурную концепцию общественного пространства, чтобы в городе появилось новое памятное место, подчеркнул глава области. Андрей Турчак заверил, что партия «Единая Россия» готова оказать необходимую помощь. «На повестке стоит вопрос определения места. Я поддерживаю предложение оргкомитета — выбрать место должны сами граждане. Они должны принять это решение и сделать свой выбор. Мы готовы оказать поддержку в организации сбора подписей», — сказал секретарь генсовета.

028-14-04.jpg

Наши читатели в поддержку инициативы шлют в редакцию свои истории, за каждой — боевой и тыловой подвиг жителей области

Спасибо, что мы живём

Наша семья состояла из семи человек. Отец Александр Иванович Фролов, мать Степанида Андреевна, дочери Матрена и Галина, старшие сыновья — Владимир и Николай, и я, Михаил. Жили мы в деревне Ольгино Венгеровского района. Семья была дружная. В конце тридцатых — начале сороковых в нашей деревне было два колхоза — «Ленинградец» и «Красный герой». Наша семья работала в колхозе «Ленинградец».

Отец мой был ветераном Первой мировой войны, вернулся с фронта с одной левой рукой, правую ампутировали по плечо. 22 июня 1941 года стал днем черной печали для всей нашей семьи, как и для всего советского народа. Мобилизация мужчин не могла не отразиться на положении колхозов. Все легло на плечи женщин и подростков. Мужа сестры Моти мобилизовали на фронт, и она с дочерью пришла жить к нам.

Мотя работала в колхозе «Красный герой», была дояркой, доила пятнадцать коров, поила телят и ухаживала за ними, летом заготавливала корма, веяла зерно, возила его сдавать государству. Работала почти круглосуточно, в любую погоду, куда пошлют — туда и шла. А тогда никакой механизации не было, только ручной труд.

Отец наш был председателем колхоза «Ленинградец» перед войной, а в войну — счетоводом в колхозной конторе. Сестра Галя трудилась в полеводческой бригаде, на паре быков боронила землю. Это считалось легкой работой. В весеннее время ночевали в поле на стане. Но никто не жаловался — все понимали, что надо ковать Победу. Люди растили хлеб, сдавали молоко и яйца — налогом обкладывали как колхозы, так и единоличные хозяйства.

Жизнь в военную пору была тяжелой, продуктов было мало. Осенью колхозники на трудодни получали зерно — это было хорошим подспорьем. В колхозе была мельница, мы возили туда зерно, а хлеб пекли дома, больше ржаной. Но хлеб был свой. Все ходили в одинаковых фуфайках, обуви тоже не хватало.

И вот пришла Победа. Помню, все мы плакали, слезы сами лились из глаз. И сегодня мы склоняем головы, встаем на колени перед солдатами Великой Отечественной, говорим им большое спасибо, что сегодня мы с вами живем.

С уважением, Михаил Александрович ФРОЛОВ, г. Новосибирск

Судьба моего свёкра

В очередную поездку в архив Министерства обороны в Подольске я нашла информацию о капитане медицинской службы Константине Никитовиче Котове, 1912 года рождения, выпускнике Новосибирского медицинского института, уроженце сибирского села Камышенское. Я хочу рассказать о его боевом пути.

Служить он пошел добровольно, сразу после окончания мединститута. Его отправили в Термез — это на границе Узбекистана и Афганистана. Военное образование Константину Котову пришлось получать на курсах в Ташкенте. Здесь и застала его война. Только в июле 1943 года капитан медслужбы прибыл для дальнейшего прохождения службы на Брянский фронт. Потом будут еще Белорусский фронт и Прибалтийский. Боевой путь старшего врача проходил от Смоленщины до Балтийского моря. В наградном листе к ордену Красной Звезды сказано, что, несмотря на непрерывное движение подразделений в условиях боя, капитан Котов отлично руководил работой санитарных работников по оказанию первой помощи и эвакуации раненых бойцов в медсанбат.

За участие в боевых действиях Константин Никитович не раз имел благодарности от командования: за взятие города Карачева, за взятие города Городок, за прорыв обороны под Оршей, за форсирование реки Березины и взятие города Борисова, за взятие города Молодечно, за форсирование реки Неман, за вступление в Восточную Пруссию…

После войны он служил еще десять лет, да и потом был на переднем крае — работал фтизиатром в Красноярском крае, спасал людей от туберкулеза. С Константином Никитовичем я познакомилась в 1978 году. Он отец моего мужа, тоже врача и тоже служившего в оперативно-боевом отделе. Мы виделись с Константином Никитовичем всего несколько раз, и тем не менее мне запомнились его альтруизм, преданность профессии и бесконечная любовь к своим родным. Свою работу он выполнял буднично, без пафоса, спокойно, но решительно и уверенно. Благодаря Константину Никитовичу я поняла, какая это большая разница — просто работать в соответствии с образованием или заниматься любимым делом. Судьба моего свекра — это лучший пример жизни, отданной людям.

Нина Вадимовна КОТОВА, г. Москва

Капля памяти

В год 75-летнего юбилея Победы хочется добавить свою каплю памяти… Я — внучка Ганны, дочь Мани, Марии Васильевны, которой сейчас 86 лет. Мамины воспоминания я записала и высылаю их вам.

«Моя бабушка, Анна Давыдовна, родилась в 1914 году в селе Утянка. Когда родители понесли ее крестить, одновременно с ними в церковь пришла еще одна семейная пара — крестить мальчика. Счастливые родители решили поженить детей, когда те вырастут. Так оно и получилось. Ганна Олиференко и Василий Гордуновский заключили брак в 1932 году. А в 1933-м у них родилась дочь Мария, потом сыновья — Николай и Иван.

Когда началась война, Василий работал бригадиром тракторной бригады при МТС. В июле 1941 года ему пришла повестка. Мы, дети, несмотря на малый возраст, понимали, что батька идет на фронт, и ходили за ним по пятам.

Ночью пошел небольшой дождь. Мать с отцом стали прощаться, утром ему надо было отправляться в Довольное. Пошли вдоль огорода, а огород гектарный. Он постепенно спускался к озеру. В начале его был колодец, возле которого сажали всякую мелочь — морковь, свеклу, помидоры, лук, горох. Потом шли подсолнечник, мак и табак, затем — картошка, а ближе к озеру — капуста. Я увязалась за родителями. Отец успокаивал маму, что война долго не продлится и переживать не надо, просил беречь детей и будущего младенца. А еще отец просил, если родится мальчик, назвать его Василием, а если девочка — Василисой. Почва была влажной, и отец с мамой оставляли следы.

На призывной пункт детей не взяли, Василий попрощался с ними дома, каждому дал наказ. Я плакала от обиды, что не взяли. Пошла вдоль огорода по родительским следам. Вот следы маминых босых ног, вот следы сапог отца…

Первое письмо от папы пришло из Новосибирска, из учебного пункта. Мама собралась и поехала туда, чтобы проводить мужа на фронт. Он попал в Сибирскую стрелковую дивизию.

Потом долго не было писем… Но наконец весной 1942-го Василий написал из Тулы, что эшелон его разбомбили, но он остался жив, а писать раньше не было возможности. Он опять просил Ганну беречь детей, заверял, что все будет хорошо, и обещал в следующем письме прислать адрес. Но эти короткие строки оказались последними, не дождалась Ганна этого письма. В начале июня 1942 года пришло страшное известие: пропал без вести….

Как ждала Ганночка своего Василия! Как хотелось ей сообщить, что в январе 1942 года у них родился сын Василий! Но не суждено было Василию-старшему узнать о сыне, а сыну — узнать отца…»

С уважением, А. Н. КУЗНЕЦОВА, с. Мироновка, Баганский район Новосибирской области