До капитуляции фашистской Германии оставалось 25 дней
Продолжаем листать архивную подшивку «Советской Сибири», отсчитывающую последние дни до Великой Победы в 1945-м. Совсем немного, и наше знамя займет свое место на крыше Рейхстага. И хотя еще идут бои, в Новосибирской области жизнь постепенно возвращается на круги своя.
Центр нефтедобычи взят
В номере «Советской Сибири» от 18 апреля 1945 года из сообщения Совинформбюро узнаем, что «войска 2-го Украинского фронта, продолжая наступление, 17 апреля овладели центром нефтеносного района Австрии — городом Цистерсдорф, а также заняли более 30 других населенных пунктов...»
Здесь же, на первой странице, газета публикует приказ Верховного главнокомандующего, где среди прочего сказано: «В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городом Цистерсдорф, представить к награждению орденами. Сегодня, 17 апреля, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Украинского фронта, овладевшим городом Цистерсдорф, — двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий. <....> Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Смерть немецким захватчикам!»
Широко развернуть весенне-полевые работы
«Весна пришла в грохоте победных салютов нашей Родины, в блеске решающего наступления Красной армии на последнюю твердыню ненавистного врага. С чувством законной гордости за свою Родину, за ее мощь и величие встречает советское крестьянство эту радостную весть освобождения.
Из южных районов нашей области идут вести о начале полевых работ. Колхозы Карасукского и Веселовского районов приступили к очистке массивов от пожнивных остатков, задержанию талых вод и прибивке влаги на заготовленных землях. В карасукских колхозах на раннее боронование вышли первые тракторы. Сибирские колхозники выходят в поле с сознанием своей большой ответственности за снабжение страны продуктами сельского хозяйства; ведь в самую трудную пору Отечественной войны Сибирь, в том числе и наша область, слала фронту подкрепление хлебом».
Советский «Ревизорро»
По предприятиям проходят проверки. Например, как сообщает бригада рейда — товарищи Коврига, Овсеенко и Макрушин, «неприятным на вкус покажется обед, если пройти по некоторым цехам столовой № 3, помещающейся в доме № 60 на улице Красина. Вот цех, где моют посуду. Две грязноватые ванны, обитые железом. Стенки покрыты слоем жира. Есть еще одна ванна — эмалированная, но ее назначение неизвестно: кто говорит, что в ней моют руки, другие — будто туда сливают помои. Оборудование столовой без надзора. Корнечистка неисправна, мясорубкой пользоваться нельзя, так как пережгли мотор... Обыкновенная ложка здесь считается редкостью, очень многие посетители приносят собственные. <....> Печальной «популярностью» среди столующихся пользуются так называемые рыбные котлеты. Кухня получает мелкую свежую рыбу, а вот котлеты, приготовленные из этой рыбы... пребольно кусаются. Некоторые мрачно острят: «У этой рыбной котлетки — акульи зубы!» Оказывается, рыба пропускается через мясорубку (одолженную в другой столовой) в свежем, так сказать, первородном виде — с чешуей и костями. Бригада считает необходимым: немедленно оштукатурить и побелить помещение столовой, запретить изготовление «колючих» рыбных котлет; отремонтировать механическое оборудование и изготовить для кухни деревянный инвентарь, поставить там же вытяжные зонты».
Тем временем новосибирский театр «Красный факел» показывает премьеру «Так и будет», ТЮЗ — «Коварство и любовь», Государственный еврейский театр БССР — «Сиротку Хаси» и «Капризную невесту». В кинотеатре имени Маяковского можно посмотреть «Золотое озеро», а в «Металлисте» — «Бесприданницу».