USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Уроки коронавируса

Светлана ФРОЛОВА
Фото из архива ИД «Советская Сибирь». Коллаж Юрия ЛИ
Фото из архива ИД «Советская Сибирь». Коллаж Юрия ЛИ

Гость «Советской Сибири» предлагает задуматься над дальнейшей судьбой системы образования

Педагогам сегодня приходится решать непростые вопросы: можно ли безболезненно перевести десятки тысяч учеников на удаленку и насколько эффективен будет образовательный процесс? Как детям сдавать ЕГЭ и в чем на самом деле проблема? На эти и другие темы рассуждает академик Российской академии образования, доктор педагогических наук Василий СИНЕНКО.

— Необходимые знания у всех учителей есть, — считает Василий Яковлевич. — Все они прошли серьезную подготовку в учебных организациях и на курсах повышения квалификации. Поэтому, когда речь идет о реализации локального дистанционного обучения конкретным педагогом, особых проблем не возникает. Но в такой ситуации, как сейчас, когда все преподаватели сразу во всех учебных заведениях удаленно общаются со всеми учащимися и студентами, возникают очень серьезные организационные проблемы. Это и наличие нужного количества компьютеров в семье, и качество интернет-связи, особенно в сельской местности, и различные платформы для связи у разных учителей и преподавателей. Очень большой риск связан с перегрузкой. Дети, даже 14–16 лет, согласно санитарным нормам, могут сидеть перед монитором максимум 2 часа 15 минут в день, но на самом деле время, которое они проводят у компьютера, значительно больше. Физическая и психологическая усталость, глазные боли в этих условиях постоянно сопровождают детей. Например, мошковские родители в ужасе от такой учебы и заявляют: дистанционное обучение страшнее коронавирусной заразы. Нужно извлечь из этого урок. Я уже не раз говорил, что учитель должен стать не транслятором готовых знаний, а организатором самостоятельного поиска знаний детьми. Организацией самостоятельной работы учащихся, формированием их познавательного интереса педагогическое сообщество озабочено еще с первой половины прошлого века и до настоящего времени. В 1960–1970-х годах в системе образования стала отрабатываться концепция исследовательской деятельности детей. В конце XX века была разработана и практически опробована теория учебного познания, согласно которой в учебной деятельности учащегося отражается исследовательская деятельность ученого. Разработана система монографий, учебно-методических материалов, проведены мастер-классы по внедрению этой теории в практику. Введение нового в практику работы учителей возможно только при условии принятия специальной программы региональным министерством образования. Тогда учителей, работающих с использованием инноваций, станет значительно больше. Думаю, что государственная программа Новосибирской области по развитию среднего и профессионального образования будет серьезно содействовать модернизации педагогического образования.

Уровень информированности растет, а образованности — падает

Заслуженный учитель школы РФ, профессор, пользуясь случаем, высказался о проблемах современного образования и о том, как с ними связано обучение самого учителя. Тема обсуждалась на уровне регионального мин­образования, регулярно поднимается на совещаниях педагогов Новосибирской области.

— Сейчас нередко можно услышать мнение, что общее образование значительно проигрывает тому уровню, который оно имело лет тридцать назад, — говорит Василий Синенко. — Но, с другой стороны, есть и такие оценки общего образования, которые учитывают тот факт, что дети стали более эрудированными, более информированными. Действительно, уровень информированности школьников сейчас растет, а вот уровень образованности, к сожалению, падает. Другими словами, поверхностные представления об окружающем мире расширяются благодаря современным телекоммуникационным средствам. А вот глубина знаний, позволяющих объяснить суть проблемы с позиций программного учебного материала, очень часто незначительна. Стоит ли в этом винить учителя? Я бы не стал этого делать, так как хорошо знаю, что учитель — заложник ситуации, сложившейся в системе общего образования. Это нескончаемые реформы по внедрению новых стандартов образования, частые изменения и всевозможные перестановки в содержании образования, постоянные изменения учебников, внедрение новых учебных курсов, национальный проект «Образование» с его задачами и программами и так далее. Все это сопровождается нескончаемым потоком отчетов, на которые, как правило, отводится очень мало времени, они должны сдаваться в авральном порядке. Кроме этого, изменился подход организаторов общего образования к оценке деятельности самого учителя. Если раньше больше оценивалась внутренняя сторона учебно-воспитательного процесса, например индивидуальная работа с учащимися, организация их самостоятельной работы, то сейчас больше внимания уделяется внешней стороне деятельности учителя — участию его в многочисленных переустройствах образования, школьных и межшкольных мероприятиях, результатам ОГЭ, ЕГЭ и прочему.

Натаскивать или учить

Что касается ЕГЭ, то, по мнению Василия Синенко, если бы в школе занимались формированием у детей системы знаний и навыков согласно принятым стандартам, тогда можно было бы судить о качестве работы учителя по результатам единого экзамена.

— Проблема в повсеместном натаскивании учащихся для успешной сдачи ЕГЭ, — говорит академик. — Ученики нацелены только на это, отсюда отсутствие цельной системы знаний об окружающем мире. Натаскивание не обеспечивает прочных и глубоких знаний, а тем более навыков. Вот почему повсеместно в высших учебных заведениях удивляются парадоксу: абитуриент зачислен в вуз с высоким баллом ЕГЭ, а на первых же занятиях в институте не может решить простейшей школьной задачи. Повинен ли в этом учитель? Он выполняет строгую установку — обеспечить высокий уровень сдачи ЕГЭ. Отсюда и натаскивание, и особенно рекомендации школы по повсеместному репетиторству. Конечно, есть учителя, которые пытаются выстраивать систему знаний и навыков у детей. Их ученики занимают призовые места на олимпиадах и выставках. Но им очень тяжело достаются такие результаты. Сейчас наметилась робкая тенденция к становлению молодых, творческих учителей, и их нужно поддерживать. Что касается проблем в образовании современных учителей, то в первую очередь ослабла дидактическая подготовка, а ведь теория и практика учебного процесса всегда были основой обучения будущих педагогов. Я бы усилил и подготовку по содержанию школьных учебных предметов, так как часто учитель, особенно в сельских школах, как предметник оказывается в единственном числе. Причем я бы готовил будущих учителей на материале школьных олимпиад. Важно обучать их правильно общаться с детьми, потому что преобладающий сейчас авторитарный стиль общения плохо влияет на отношения учителей и учеников.

Как защитить учителя от ученика? А ученика от учителя?

К этой теме также обращались педагоги на недавнем совещании в правительстве региона. К счастью, в Новосибирской области это явление встречается не так часто. Нужно ли принимать какой-то специальный закон, который поставит барьер негативному явлению?

— Специальных законов тут издавать не имеет смысла, — считает Василий Синенко. — Существуют уголовные статьи, которые нужно использовать, и их уже используют. Важно это предупредить. В журнале «Сибирский учитель» № 2 за 2020 год, в моей колонке главного редактора, перечислены обобщенные задачи развития учительских коммуникативных навыков и комплекс положений, которые нужно соблюдать для успешного решения этих задач. Важно понимать, в какой семье воспитывался учитель и способен ли он вообще на контакт с другими людьми с гуманных позиций? Или же в его характере укоренилась авторитарная, с позиций превосходства манера общения с людьми, тем более с учащимися? Но на отношения учеников к учителю влияет еще одно обстоятельство. Мы живем в такое время, когда доминирует материально-денежная сторона. Многие люди судят о человеке по его достатку. Такие люди, к сожалению, считают, что если государство так оценивает труд человека, значит, он так и востребован. Если оклад учителя за 18 часов в неделю составляет жалкие тысячи рублей, то, следовательно, таков его авторитет. Чтобы была видимость нормальной зарплаты, сейчас изобрели оптимизацию штатного расписания, при которой часть учителей сокращают, а их нагрузку распределяют между оставшимися. Конечно, нагрузка возрастает, от этого страдает как здоровье учителей, так и качество учебно-воспитательного процесса. Нормальной считается нагрузка в 18 часов в неделю, так как качество урока зависит от подготовки к нему, от того, как продумана учебная деятельность школьников. Вот поэтому нужно не оптимизировать штатное расписание, а увеличивать оклады за нормальную нагрузку. Еще на авторитет учителя влияет его эрудиция. Учитывая рост информированности школьников, учитель должен не только глубоко знать учебный предмет, но и владеть компьютерно-телекоммуникационными навыками, быть в курсе событий, хорошо ориентироваться в перспективах общественного развития и прочем. Таких учителей школьники уважают.