Уроки коронавируса
Гость «Советской Сибири» предлагает задуматься над дальнейшей судьбой системы образования
Педагогам сегодня приходится решать непростые вопросы: можно ли безболезненно перевести десятки тысяч учеников на удаленку и насколько эффективен будет образовательный процесс? Как детям сдавать ЕГЭ и в чем на самом деле проблема? На эти и другие темы рассуждает академик Российской академии образования, доктор педагогических наук Василий СИНЕНКО.
— Необходимые знания у всех учителей есть, — считает Василий Яковлевич. — Все они прошли серьезную подготовку в учебных организациях и на курсах повышения квалификации. Поэтому, когда речь идет о реализации локального дистанционного обучения конкретным педагогом, особых проблем не возникает. Но в такой ситуации, как сейчас, когда все преподаватели сразу во всех учебных заведениях удаленно общаются со всеми учащимися и студентами, возникают очень серьезные организационные проблемы. Это и наличие нужного количества компьютеров в семье, и качество интернет-связи, особенно в сельской местности, и различные платформы для связи у разных учителей и преподавателей. Очень большой риск связан с перегрузкой. Дети, даже 14–16 лет, согласно санитарным нормам, могут сидеть перед монитором максимум 2 часа 15 минут в день, но на самом деле время, которое они проводят у компьютера, значительно больше. Физическая и психологическая усталость, глазные боли в этих условиях постоянно сопровождают детей. Например, мошковские родители в ужасе от такой учебы и заявляют: дистанционное обучение страшнее коронавирусной заразы. Нужно извлечь из этого урок. Я уже не раз говорил, что учитель должен стать не транслятором готовых знаний, а организатором самостоятельного поиска знаний детьми. Организацией самостоятельной работы учащихся, формированием их познавательного интереса педагогическое сообщество озабочено еще с первой половины прошлого века и до настоящего времени. В 1960–1970-х годах в системе образования стала отрабатываться концепция исследовательской деятельности детей. В конце XX века была разработана и практически опробована теория учебного познания, согласно которой в учебной деятельности учащегося отражается исследовательская деятельность ученого. Разработана система монографий, учебно-методических материалов, проведены мастер-классы по внедрению этой теории в практику. Введение нового в практику работы учителей возможно только при условии принятия специальной программы региональным министерством образования. Тогда учителей, работающих с использованием инноваций, станет значительно больше. Думаю, что государственная программа Новосибирской области по развитию среднего и профессионального образования будет серьезно содействовать модернизации педагогического образования.
Уровень информированности растет, а образованности — падает
Заслуженный учитель школы РФ, профессор, пользуясь случаем, высказался о проблемах современного образования и о том, как с ними связано обучение самого учителя. Тема обсуждалась на уровне регионального минобразования, регулярно поднимается на совещаниях педагогов Новосибирской области.
— Сейчас нередко можно услышать мнение, что общее образование значительно проигрывает тому уровню, который оно имело лет тридцать назад, — говорит Василий Синенко. — Но, с другой стороны, есть и такие оценки общего образования, которые учитывают тот факт, что дети стали более эрудированными, более информированными. Действительно, уровень информированности школьников сейчас растет, а вот уровень образованности, к сожалению, падает. Другими словами, поверхностные представления об окружающем мире расширяются благодаря современным телекоммуникационным средствам. А вот глубина знаний, позволяющих объяснить суть проблемы с позиций программного учебного материала, очень часто незначительна. Стоит ли в этом винить учителя? Я бы не стал этого делать, так как хорошо знаю, что учитель — заложник ситуации, сложившейся в системе общего образования. Это нескончаемые реформы по внедрению новых стандартов образования, частые изменения и всевозможные перестановки в содержании образования, постоянные изменения учебников, внедрение новых учебных курсов, национальный проект «Образование» с его задачами и программами и так далее. Все это сопровождается нескончаемым потоком отчетов, на которые, как правило, отводится очень мало времени, они должны сдаваться в авральном порядке. Кроме этого, изменился подход организаторов общего образования к оценке деятельности самого учителя. Если раньше больше оценивалась внутренняя сторона учебно-воспитательного процесса, например индивидуальная работа с учащимися, организация их самостоятельной работы, то сейчас больше внимания уделяется внешней стороне деятельности учителя — участию его в многочисленных переустройствах образования, школьных и межшкольных мероприятиях, результатам ОГЭ, ЕГЭ и прочему.
Натаскивать или учить
Что касается ЕГЭ, то, по мнению Василия Синенко, если бы в школе занимались формированием у детей системы знаний и навыков согласно принятым стандартам, тогда можно было бы судить о качестве работы учителя по результатам единого экзамена.
— Проблема в повсеместном натаскивании учащихся для успешной сдачи ЕГЭ, — говорит академик. — Ученики нацелены только на это, отсюда отсутствие цельной системы знаний об окружающем мире. Натаскивание не обеспечивает прочных и глубоких знаний, а тем более навыков. Вот почему повсеместно в высших учебных заведениях удивляются парадоксу: абитуриент зачислен в вуз с высоким баллом ЕГЭ, а на первых же занятиях в институте не может решить простейшей школьной задачи. Повинен ли в этом учитель? Он выполняет строгую установку — обеспечить высокий уровень сдачи ЕГЭ. Отсюда и натаскивание, и особенно рекомендации школы по повсеместному репетиторству. Конечно, есть учителя, которые пытаются выстраивать систему знаний и навыков у детей. Их ученики занимают призовые места на олимпиадах и выставках. Но им очень тяжело достаются такие результаты. Сейчас наметилась робкая тенденция к становлению молодых, творческих учителей, и их нужно поддерживать. Что касается проблем в образовании современных учителей, то в первую очередь ослабла дидактическая подготовка, а ведь теория и практика учебного процесса всегда были основой обучения будущих педагогов. Я бы усилил и подготовку по содержанию школьных учебных предметов, так как часто учитель, особенно в сельских школах, как предметник оказывается в единственном числе. Причем я бы готовил будущих учителей на материале школьных олимпиад. Важно обучать их правильно общаться с детьми, потому что преобладающий сейчас авторитарный стиль общения плохо влияет на отношения учителей и учеников.
Как защитить учителя от ученика? А ученика от учителя?
К этой теме также обращались педагоги на недавнем совещании в правительстве региона. К счастью, в Новосибирской области это явление встречается не так часто. Нужно ли принимать какой-то специальный закон, который поставит барьер негативному явлению?
— Специальных законов тут издавать не имеет смысла, — считает Василий Синенко. — Существуют уголовные статьи, которые нужно использовать, и их уже используют. Важно это предупредить. В журнале «Сибирский учитель» № 2 за 2020 год, в моей колонке главного редактора, перечислены обобщенные задачи развития учительских коммуникативных навыков и комплекс положений, которые нужно соблюдать для успешного решения этих задач. Важно понимать, в какой семье воспитывался учитель и способен ли он вообще на контакт с другими людьми с гуманных позиций? Или же в его характере укоренилась авторитарная, с позиций превосходства манера общения с людьми, тем более с учащимися? Но на отношения учеников к учителю влияет еще одно обстоятельство. Мы живем в такое время, когда доминирует материально-денежная сторона. Многие люди судят о человеке по его достатку. Такие люди, к сожалению, считают, что если государство так оценивает труд человека, значит, он так и востребован. Если оклад учителя за 18 часов в неделю составляет жалкие тысячи рублей, то, следовательно, таков его авторитет. Чтобы была видимость нормальной зарплаты, сейчас изобрели оптимизацию штатного расписания, при которой часть учителей сокращают, а их нагрузку распределяют между оставшимися. Конечно, нагрузка возрастает, от этого страдает как здоровье учителей, так и качество учебно-воспитательного процесса. Нормальной считается нагрузка в 18 часов в неделю, так как качество урока зависит от подготовки к нему, от того, как продумана учебная деятельность школьников. Вот поэтому нужно не оптимизировать штатное расписание, а увеличивать оклады за нормальную нагрузку. Еще на авторитет учителя влияет его эрудиция. Учитывая рост информированности школьников, учитель должен не только глубоко знать учебный предмет, но и владеть компьютерно-телекоммуникационными навыками, быть в курсе событий, хорошо ориентироваться в перспективах общественного развития и прочем. Таких учителей школьники уважают.