Левобережное столпотворение
Коренной новосибирец Николай Александров вспоминает, что когда-то на месте нынешней площади Маркса из сооружений была только трехэтажная водонапорная башня.
— Пустырь вокруг занимала пашня. Урожаи тогда собирали знатные. И не только картофеля. За ранетками пацанва лазила через забор к моей бабушке. На возвышенности, где стоял ее дом, деревья обычно не замерзали. И после самых лютых зим сад оживал яблоневым цветом.
Новые весны в этих местах пахнут и выглядят иначе.
Площадь занимает около 260 тысяч квадратных метров. Ее же занимают в основном торговые центры. Блеск и чистота гранитных полов внутри и грязь заплеванного тротуара снаружи.
Председатель правления Новосибирского Союза архитекторов России Игорь Поповский считает, что ситуация на площади Маркса прежде всего связана с изменениями управленческих подходов в сфере землепользования, а также с отношением к собственности. В 50-х годах площадь была запланирована по классическому принципу. Потом это перетекло в решение модернистского характера, где превалировали гипертрофированные, парадные, причем часто «нечеловеческих масштабов», пространства. Именно тогда на карте появился ДК «Сибсельмаш» — второй по размерам после оперного театра.
Но изменилась страна, изменились отношения. Земля стала продаваться. Хаотичность застройки на площади Маркса — отражение переходного периода, когда городское сообщество было еще недостаточно организованно и в основном инфантильно. Был в 90-х перспективный проект: сформировать так называемую трехмасштабную сетку, где крупные сооружения доминировали бы и держали масштаб площади, составляли ее каркас, средние сооружения создавали бы ее наполненность, а мелкие — киоски, павильоны — удачно дополняли и могли меняться. В этом случае можно было предлагать желающим занять определенную нишу в этой схеме и гармонично вписаться в организм левобережного центра. В принципе ничего нового, очень плотная застройка, плотнее даже, чем сейчас, но однозначно системная. Причем без агрессии к пространству.
Надо признать, что к этой территории раньше и не относились как к центру. Вот есть правый берег, и довольно. А ведь в Новосибирске существуют ментально два города — правобережье и левобережье. И потом, вспомните времена 90-х. Что стояло на первом плане? Зарабатывание денег, пополнение бюджетов. В том числе за счет реализации муниципальной собственности и земельных участков. Коммерция шла по пути получения сиюминутной прибыли. Застройщики упрощают проекты в сторону рационального использования занимаемых гигантских площадей. Сегодняшняя застройка давит на прохожих. Люди бегут от нее в метро. Внутри этих треугольных кварталов на территории так называемой площади Маркса совершенно отсутствует хоть какой-то намек на комфорт.
Чтобы что-то изменить, должна быть политическая воля. По мнению Игоря Поповского, именно власть должна выстроить партнерские отношения со всеми предпринимателями, которые разместились на Маркса. Владельцы коммерческих площадей должны прийти к пониманию, что если бизнес входит в противоречие с развитием города, то в конечном итоге город же его и поглотит. Лучше и эффективнее встроиться, интегрироваться в процессе перемен.
По словам Игоря Поповского, новосибирцам надо как следует разозлиться и сделать так, чтобы площадь из дурнушки стала лучшей в Сибири.