Ведомые Покрышкиным
Ко дню рождения нашего великого земляка — трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина наш читатель из Алтайского края прислал воспоминания о ветеранах, которые воевали под командованием новосибирского летчика-аса
Среди многих событий, свидетелем которых мне довелось быть на территории ГДР, а затем и ФРГ, особенно памятны встречи с героями-покрышкинцами.
В сентябре 1989 года в нашу 105-ю авиационную дивизию, которая располагалась в небольшом городе Гросенхайн под Дрезденом, прибыла группа ветеранов войны. Они воевали в составе 9-й гвардейской авиационной истребительной дивизии, которой в войну командовал трижды Герой Советского Союза полковник Александр Покрышкин. Ее части базировались в местах дислокации нашей дивизии. Фронтовики приехали в Гросенхайн, чтобы посетить места своей героической молодости.
В группу входили легендарные летчики — Герои Советского Союза К. В. Сухов, А. В. Федоров, И. И. Бабак и М. П. Девятаев, а также В. А. Березкин, А. Л. Иванов, В. В. Маслов и А. И. Героев. Четыре дня ветераны гостили в гарнизоне, там, где в 1945 году они встретили Победу. За это время мы многое узнали от них о прославленном командире дивизии и боевых делах его асов.
Воспитал 1 108 орденоносцев
Теперь несколько слов о самом знаменитом летчике Второй мировой войны. Будучи непревзойденным мастером воздушного боя, Покрышкин никогда не гнался за увеличением своего боевого счета. В СССР официально считалось, что за годы войны он совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и шесть — в группе.
Комендант города Гросенхайна полковник Покрышкин с офицерами комендатуры на центральной площади, 9 мая 1945 года
Он первым в СССР награжден тремя медалями «Золотая Звезда», а 59 летчиков, которые участвовали с ним в боях, впоследствии стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоены этого звания дважды. За период войны покрышкинцы сбили более тысячи фашистских самолетов.
В своей дивизии Покрышкин подготовил и воспитал 1 108 орденоносцев. Надо сказать, кого попало в дивизию он не брал, а только высококлассных мастеров воздушного боя.
В июне 1943 года президент США Ф. Рузвельт наградил нашего аса медалью США «За заслуги». В августе 1944 года, выступая в Конгрессе США, он назвал Покрышкина лучшим летчиком-истребителем союзных армий. А всего маршал авиации удостоен высших наград 20 стран.
Первым делом — самолеты
По рассказам Аркадия Васильевича Федорова, бывшего командира эскадрильи, а затем и полка, на аэродроме близ Гросенхайна Покрышкин весной 1945 года должен был разместить полк своей авиадивизии. Однако немцы перед отступлением вывели из строя всю инфраструктуру аэродрома. Но боевых задач дивизии по прикрытию наших войск с воздуха никто не отменял.
И эти задачи были с честью выполнены. Самолеты Покрышкина, к удивлению противника, внезапно появлялись в небе над немецкими позициями, нанося врагу огромный урон. Как это было достигнуто? Покрышкин лично обследовал окрестности аэродрома и обнаружил неподалеку ровный, прямой участок шоссе длиною около двух километров.
Бросив туда людей и технику для вырубки деревьев и кустарников по обочинам шоссе и для налаживания авиационно-технического обеспечения полетов, Покрышкин через два дня имел полевой аэродром. Он первым посадил свой самолет на автобан, следом совершили посадку его ведомый Георгий Голубев, командир полка Федоров, а затем и другие летчики. Именно отсюда выполняли свои боевые вылеты покрышкинцы, пока основной аэродром не был отремонтирован.
До ликвидации нашей Западной группы войск в 1993 году этот участок шоссе предполагался в качестве запасного аэродрома для расположенной на территории Германии нашей 16-й воздушной армии в случае вывода из строя основного.
Своих не бросаем!
Почти у каждого летчика из дивизии Покрышкина была какая-то своя история, связавшая его судьбу с именем прославленного командира. Была такая и у комполка Ивана Ильича Бабака, Героя Советского Союза. Необычайно трудная доля выпала ему. В 25 лет его назначили командиром авиационного полка в воинском звании… старшего лейтенанта! Обстановка была тяжелая, потери на подступах к Берлину огромные, опытных летчиков оставалось крайне мало.
Герой Советского Союза лейтенант И. И. Бабак, 1944 год
Однако молодой Бабак воевал блестяще. 14 марта 1945 года комдив Покрышкин направил в штаб армии документы на присвоение ему звания дважды Героя Советского Союза. А 16 марта, прямо из бани, не успев до конца одеться, Иван Ильич вылетел по тревоге на разведку. Когда боевая задача была выполнена и Бабак возвращался на свой аэродром, рядом с линией фронта он увидел вражеский эшелон с войсками и техникой. В воздухе спокойно, на борту полный боекомплект. Он решил атаковать. От точных ударов эшелон загорелся. И тут выпущенная откуда-то зенитная очередь прошила машину командира полка. Она вспыхнула. Раненый летчик упал на вражеские позиции и был взят в плен.
— Когда бежал от бани к самолету, гимнастерку не успел надеть, не до того было, — вспоминал Бабак. — Ну и выдал себя за рядового летчика. А немцы дают мне альбом с фотографиями наших асов-истребителей, где красуется портрет Покрышкина. Ну и моя личность там тоже оказалась.
Иван Ильич был помещен в лагерь для военнопленных на территории Чехословакии. Впоследствии лагерь оказался в зоне оккупации американцев, затем наших войск. Комдиву Покрышкину стало известно, что в одном из лагерей, в 150 километрах от Гросенхайна, содержится его боевой друг. Александр Иванович поехал туда и почти силой освободил Ивана Бабака, привез его в дивизию и вопреки всем возражениям смершевцев вновь назначил командиром полка!
Вскоре после Победы в дивизию прибыл командующий 1-м Украинским фронтом маршал Советского Союза Конев. Полковник Покрышкин представил ему своих командиров полков.
— Что-то звездочек маловато у этого командира, — кивнул маршал на старлейские погоны Бабака.
На следующий день Ивану Ильичу было присвоено очередное воинское звание — капитан. Однако после войны летать и служить Родине герою не дали: был в плену. Это было как клеймо. Комдив как мог защищал Бабака перед грозным ведомством, затем отправил его в Москву на учебу. Покрышкин решил таким образом спрятать своего боевого друга от бдительного ока Смерша. Но отважному летчику не довелось доучиться до конца: он был просто отчислен без объяснения причин.
Бабак уехал домой, на Полтавщину, всю жизнь учительствовал и никогда не надевал боевые награды. Но органы не оставляли его в покое. Много лет никто в школе не знал, что их учитель — один из лучших асов Великой Отечественной войны, Герой. Но все знали о плене. И здесь выручил бывший командир трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин: сначала приглашал на встречи однополчан, потом помог с изданием книги «Звезды на крыльях», главным героем которой стал Иван Ильич Бельский…
— На одной из первых встреч с однополчанами, — рассказывал Иван Ильич, — Покрышкин обратил внимание, что на пиджаке у меня нет наград. Вот тогда я и получил от комдива нагоняй. «Ну, знаешь ли, от такой твоей скромности гордыней и обидой на весь свет отдает. «Золотую Звезду» тебе вручили не для того, чтобы ты ее прятал! — возмутился Покрышкин, а потом снял со своей груди Звезду: — Вот тебе дубликат, носи и пацанов на примере своем воспитывай».
Так всю жизнь и делал герой до своей кончины в 2001 году.
Выкованная победа
Ветераны посетили много памятных для себя мест в нашей дивизии. Войдя в один из кабинетов штаба, Герой Советского Союза Аркадий Васильевич Федоров, ставший командиром авиаполка после ранения Ивана Бабака, воскликнул:
— А здесь мы встретили День Победы!
Майской ночью 1945 года личный состав авиагарнизона был поднят громкой стрельбой. Все ночевавшие в помещениях штаба дивизии выскочили с оружием на улицу: видимо, прорывается какая-то группировка немцев. Однако это был солдатский салют. Получена радиограмма: подписан акт о капитуляции фашистской Германии. Победа! Началось братание, салют из всех видов оружия, застолье…
А рано утром авиаполк был построен лично комдивом. Команда: летчики — на озеро, техники — готовить самолеты! На берегу озера Покрышкин объявил: есть приказ поддержать восстание в столице Чехословакии Праге. Он первым нырнул в холодную воду, за ним и все летчики — для отрезвления. Через час «Аэрокобры» дивизии уже были в небе над Прагой, прикрывая огнем восставших. И в один из майских дней ведомый Покрышкина старший лейтенант Георгий Голубев сбил над чешской столицей немецкий «Дорнье-217». Это был последний вражеский самолет, сбитый покрышкинцами. После войны полковник Покрышкин стал первым советским комендантом города Гросенхайна. Старшее поколение немцев в период моего пребывания в Германии еще помнило героя, его справедливость и заботу о населении.
Возвращаюсь к событиям, связанным с пребыванием в авиагарнизоне покрышкинцев. В один из дней мы побывали в крепости Кенигштайн под Дрезденом. Сооруженная на высоком базальтовом выступе над Эльбой, она многие века считалась неприступной. Пока не пала перед нашими парашютистами, что высадились в центре цитадели в мае 1945 года. Неподалеку, в каменоломнях, наши воины вскоре обнаружили сокровища Дрезденской картинной галереи, спрятанные немцами в конце войны.
Сотни полотен великих художников Европы — Рафаэля, Дюрера, Джорджоне, Вермеера, Тициана и других — были на грани гибели. В середине 50-х годов советская сторона безвозмездно передала восстановленные картины в галерею Дрездена. Во время посещения этой сокровищницы мировой культуры мы сфотографировалиь с героями моего очерка под шедевром Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Я считаю этот снимок своей удачей и называю его для себя «Апофеоз победителей».
Об авторе
Владимир Карпович ЧИКИЛЬДИК, кадровый военный.
В 1991–1992 годах исполнял обязанности заместителя командира 105-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков 16 ВА по работе с личным составом в Гросенхайне.
Член Союза журналистов России, член Российского военно-исторического общества, редактор ежеквартального информационно-методического бюллетеня «Вестник ветерана» Алтайского краевого совета ветеранов войны и труда.