Переосмысление Афганской войны: всё должно быть вовремя
Позади 23 Февраля и споры о том, кого поздравлять — всех мужчин или исключительно военных, военнообязанных? А готовы ли молодые люди Отечество защищать? Мы подумали и решили, что вполне уместно вспомнить о дате, отмечающейся несколькими днями ранее, — годовщине вывода советских войск из Афганистана.
Напомним, в прошлом году в честь 30-летия со дня этого события прошло 600 мероприятий. Процесс продолжается: открываются мемориалы, молодежь встречается с Героями России. Произошло ли в обществе переосмысление этой войны, судеб ее участников — защитников Отечества?
Наш гость — Андрей Панферов, первый заместитель секретаря Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия», ветеран боевых действий, офицер. Он был участником Афганской войны, или, как ее называют ветераны, Южного похода.
Все должно быть вовремя
— Только сейчас, через тридцать лет, мы стали вдруг осознавать, что солдат и офицер Советской армии, выполняя свой интернациональный долг, воюя на территории другой страны, на самом деле выполнял боевую задачу, поставленную государством. Выполнял грамотно и умело. В начале девяностых некоторые политики пытались очернить образ офицера, его отношение к личному составу. Я же был свидетелем совершенно иного — жестко спрашивали за потери и болезни, которые были в войсках, например желтуха и тиф, вплоть до того, что из партии исключали и снимали с должностей. Поддерживали дисциплину и боевой дух, но палку не перегибали.
По прошествии лет, когда изменилась геополитическая обстановка, стало понятно, какую миссию несла 40-я армия в Афганистане: сдерживала ту скверну, которая сейчас распространяется. К сожалению, выход из войны был не тем, который был бы возможен и нужен. В девяностых воинам-афганцам просто гикали в спину, их критиковали, оскорбляли. А ведь эти закаленные люди, с их опытом, активной жизненной позицией, могли бы быть использованы в качестве передового отряда для построения и укрепления государства. Но нет, мы потеряли их. В большинстве своем они не смогли реализоваться. Кстати, эти офицеры бывшей Советской армии служили и во время первой чеченской войны. И не дали в итоге разрастись этой раковой опухоли по территории Кавказа. Вторая чеченская война четко расставила приоритеты… Но первую кампанию почему-то неблагодарно забыли. Я считаю, что переосмысление афганской военной операции необходимо, это трагедия нашего народа.
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Часто спрашивают: что мы можем сделать для афганцев сейчас? А они многого и не требуют. Они не то чтобы смирились, просто относятся ко всему философски. Когда они были молодыми и ждали какого-то ответа от своей страны, этого ответа не было. Сколько их сгинуло в девяностых годах! Чем они только не занимались и куда только сами себя не пристраивали! Поэтому я думаю, что даже если их всех сейчас собрать, они вряд ли что-то будут требовать. Нужно понимать, что эти люди просто успокоили в себе те порывы и чувства, которые бушевали раньше. Человек только поначалу бывает инициатором, а потом в большинстве случаев становится философом. Нет, он на себя не плюнул, просто приоритеты стали другие. Все-таки все должно быть вовремя.
Защитник не тот, кто носит погоны
— Готовы ли сегодняшние молодые люди, которые идут служить, защищать нашу страну? Весь уклад армейской жизни подразумевает воспитание солдата. Он может быть не готов, но при правильной постановке задач, правильных командирах воспитание солдата будет стоять на первом месте. И этот процесс будет постоянным. Другой вопрос, умеет ли это делать командир? Учитывая, какие задачи выполняются в последнее время за пределами нашей страны и на какую планку поднят статус вооруженных сил и военно-морского флота России, я вижу интерес молодых людей к службе. То, что некоторые ребята с техническим или высшим образованием остаются служить по контракту, — это тоже говорит только о том, что авторитет вооруженных сил сейчас на подъеме. И это здорово, ведь страна, обладающая сильными вооруженными силами и традициями, это, как правило, сильная держава.
— Недавно появилась инициатива поздравлять с Днем защитника Отечества только тех людей, которые служили в армии. Как вы относитесь к такому предложению?
— Думаю, человек, даже если ему судьба не дала послужить в вооруженных силах, тоже может быть самым настоящим защитником. Не стоит разделять людей по принципу «служил — не служил». Потому что все-таки предполагается, что мужчина по самой своей сути должен быть защитником.
Символ 75-летия Великой Победы
— В рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году будут организованы многочисленные мероприятия и акции, участие в которых смогут принять все желающие по всей России. Но самой важной точкой я бы назвал открытие памятника подо Ржевом. Акция станет воздаянием всем погибшим во время войны и боев подо Ржевом, когда нашей армией были понесены чудовищные потери. Судьба многих участвовавших в этих боях до сих пор неизвестна. Этот памятник является символом 75-летия Великой Победы. Каждая великая дата должна ознаменовываться такими монументальными мероприятиями, как открытие памятника «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане или мемориала «Брестская крепость-герой». Все они остаются в памяти, отмечая даты в истории нашей Великой Победы. Думаю, на фоне всего, что будет проходить, открытие памятника подо Ржевом — самое знаковое событие.
Что касается юбилейных победных торжеств и событий в Новосибирской области, во-первых, в этом году наш город получит звание «Город трудовой доблести». Безусловно, уже стартовали инициированные партией «Единая Россия» уроки мужества. Мы все с вами готовимся к участию в акции «Бессмертный полк», проводим беседы и встречи с призывниками. Но в центре нашего внимания — люди, уважаемые ветераны и труженики тыла. Они уходят, увы. И мы должны воздать им хвалу и честь как победителям, главным защитникам Отечества. Вот безусловный пример для настоящих и будущих поколений. Наша задача — сохранить историю. Уже стал хорошей традицией «Диктант Победы». Хочется, чтобы в нем принимало участие больше жителей области, независимо от возраста. Мероприятия эти действительно отражают суть этого праздника, проходят достойно и торжественно, главное — отвечают своему предназначению. А предназначение — это Великая Победа.
Экскурс в историю
Андрей Панферов не любит говорить о боях. Журналистам «Советской Сибири» он все же рассказал о легендарной операции «Шторм-333», положившей начало военным действиям в Афганистане.
— Не все рассекречено. Режим в то время правителя Афганистана Хафизуллы Амина беспокоил советское руководство. По линии КГБ поступала информация о его связи с американцами. Амин славился амбициозностью и жестокостью в достижении личных целей. Из-за внутрипартийной борьбы в республике начались мятежи, террор, геноцид, репрессии. В результате было решено готовить устранение Амина и замену его более лояльным лидером. Для этого в мае 1979 года начали создавать 154-й отдельный отряд специального назначения в составе 15-й бригады Туркестанского ВО, так называемый мусульманский батальон. Его сформировали из хорошо подготовленных солдат и офицеров — выходцев из Средней Азии: таджиков, узбеков, туркмен. Почти все они знали фарси, один из основных языков Афганистана, и внешне были малоотличимы от афганцев северных провинций. В декабре батальон направили в Баграм под видом дополнительного пояса охраны дворца Тадж-Бек. Тем более что Хафизулла сам просил советской военной помощи. И никто из батальона, чтобы избежать утечки информации, конечно, не знал истинной цели поездки в Афганистан.
27 декабря 1979 года силами этого подразделения, роты ВДВ и двух групп специального назначения КГБ СССР дворец Амина был взят штурмом, а он сам убит. Вся операция заняла не более полутора часов. Во время штурма мы получили задание нейтрализовать афганский танковый батальон и блокировать казармы. С этой задачей мы успешно справились. Но подробности я не могу разглашать, еще до сих пор далеко не вся информация об этой уникальной операции рассекречена.
Что касается противника, он был умелый. Если на начальной стадии они тоже приобретали боевой опыт, то к 1983–1985 годам, когда начались масштабные общевойсковые операции, перед нами были уже регулярные формирования. И все эти разговоры о том, что он утром работает в поле, а ночью бегает с винтовкой по горам, от лукавого. Это были хорошо организованные партизанские отряды, в которых находились инструкторы — представители Сил специальных операций США или САС Великобритании.
Может быть, несколько неуклюже, но государство тогда создавало буфер между Пакистаном и Ираном. Вы же помните, что в 1978 году в Иране произошла революция, там непонятно что творилось, исламское государство фактически выступало против Советского Союза. Ввод войск в Афганистан на тот момент был взвешенным, правильным решением.