Начали с «Дикоросов» и пришли к Кондратюку
Как ватные игрушки из города Оби пополнили музейные залы Новосибирска
«В моем детстве все было как у всех — перед Новым годом появлялось особенное, праздничное настроение. Дед Мороз, который оказался переодетым папой, приносил домой елку, и мы все ее наряжали». О детстве, счастье и волшебном рукоделии — от нашей землячки, жительницы города Оби Алёны Седымовой, мастера по изготовлению игрушек из ваты.
Украшения, попадавшие на ветки зеленой красавицы в доме родителей Алёны, были стеклянными и незамысловатыми — блестящими овощами и шариками. Их не особо ценили, так что, если находили в корпусе трещинки, разбивали в мелкую крошку, чтобы рассыпать у основания новогоднего дерева. И блестело все! Традиционный дождик плотно накрывал елочное убранство, а из-под этой «шторки» светили огоньки гирлянды. Образ завершала красная звезда на макушке. Никаких ватных украшений не было. Они в жизни мастерицы появились намного позже и случайно.
Игрушки с характером
Мы встретились с Алёной на форуме сибирского гостеприимства «Дикоросы». Вот уж куда полезно и интересно сходить не только журналистам по долгу службы, но и всем землякам — площадка традиционно открытая и принимает тысячи гостей. Наша нынешняя собеседница сразу привлекла внимание: окруженная десятками кукол и игрушек, она встречала гостей, как радушная хозяйка.
Яркие самобытные изделия мирно покоились на стенде и ветках небольшой елки — не задержать на них взгляд было невозможно. Проработанные до мелочей образы завораживали. Алёна рассказала, что с детства любила рукодельничать: в шестом классе школы связала костюмчик для недавно родившегося внука учителя, занималась оформлением праздников — делала маски, рисовала плакаты. Примером рукоделия в ее семье выступала бабушка, которая пряла по старинке шерсть на прялке, и потом из нее получались крепкие теплые носки.

Фото: Андрей Заржецкий
Сегодня Алёна Седымова — продолжатель семейных традиций и человек, добившийся буквально сказочных результатов в новом направлении — изготовлении текстильных кукол и ватных елочных игрушек. Кукол она создает около 12 лет, а елочные игрушки — семь.
— Где-то на просторах интернета мне попалось изображение — открытка с ватной игрушкой, — вспоминает мастерица начало пути. — Я их до этого и в руках не держала, не было таких ни у кого. В итоге изучила вопрос и решила попробовать. Первыми сделала мальчика с хворостом и девочку. Оба в зимней одежде. Их на пробу взяла на ярмарку. Там эти игрушки сразу и забрали. Так родился спрос, посыпались заказы.
За семь лет Алёна изготовила около тысячи ватных игрушек: это по-прежнему ребятишки в зимней одежде, значительно реже — сказочные герои: есть, например, серия персонажей из сказки «Буратино» и деды-морозы. А не так давно мужчина попросил изготовить игрушку с личиком супруги. Мастерица справилась, но уточнила, что такие заказы старается не брать: угодить всем невозможно хотя бы потому, что каждое изделие живет своей жизнью, и в итоге может получиться совсем не то, что ожидалось.
— У каждой игрушки свой характер. Ты думаешь, она будет в серенькой шубке, а потом смотришь на нее, а ей рыженький больше подходит. Как-то так. Или хочется дать в руки матрешку, а ей надо снеговика — это интересно, — делится наблюдениями наша героиня.
Удивительно, но в доме у Алёны нет личного запаса новогодних украшений — почти все перед праздниками находят своих владельцев.
— Под Новый год я беру елку и еду с ней на ярмарки, украшаю… А потом домой привожу то, что осталось, — рассказывает мастерица.
Как рождается чудо
На производство одной ватной игрушки уходит два-три дня.
— Каркас игрушки — из фольги, лица — из полимерной глины, — рассказывает Алёна. — На основу я послойно накладываю вату, промазываю ее клеем ПВА с добавлением крахмала. Вата, конечно, особая, сейчас в основном льняная. Она раньше продавалась в аптеках и специализированных магазинах, а теперь пропала, поэтому выручают маркетплейсы.

Фото: Андрей Заржецкий
Самый сложный момент в производстве — это роспись. Он завершающий, трудоемкий и кропотливый: важно не только прописать выражение лица, но и подобрать правильную цветовую гамму костюма.
Мастерица отмечает, что все игрушки разные. Были такие, которые не хотелось отдавать. Одна из них так и осталась.
— Это первый ангелочек. Он дома на шифоньере стоит, — рассказывает Алёна. — В нем, видимо, слишком много души. Когда я начала его делать, мне постоянно снился папа, который к тому моменту уже умер. В итоге там, куда я брала ангелочка, продаж не было. Рассказала об этом организаторам православной ярмарки, но мне все равно предложили взять его с собой. Я принесла. Продаж в итоге не было, а вот стоявшая напротив меня икона замироточила… Даже если это был трюк, он оказался очень символичным. Я немного испугалась тогда, но меня успокоили, сказав, что это хороший знак.
Это же реликвия!
Изготовление игрушек в жизни мастерицы давно не хобби, а основной источник дохода. Желающих продолжить это дело в семье нет, а вот со стороны просьбы научить поступают часто. Но Алёна никого в подмастерья не берет и мастер-классов не проводит — слишком хлопотно это, теряется атмосфера полного погружения в процесс.

Фото: Андрей Заржецкий
Чтобы подарить игрушке сказочное настроение, нужно прожить с ней какое-то время, изучить характер. А между тем добро, которое мастерица вкладывает в игрушки, можно увидеть не только на ярмарках, которые, к слову, она посещает довольно часто, но и… в Новосибирском музее космонавтики Ю.В. Кондратюка.
— Мы с другими мастерами из Ордынки, Новосибирска и Бердска украсили елку в Музее космонавтики. В совокупности изготовили 60 игрушек. Теперь они висят и создают настроение, а после праздников станут частью фонда музея. Это приятно, они станут реликвией! — говорит Алёна Седымова.
Так что увидеть творения нашей героини можно хоть сейчас, отправившись в музей на экскурсию. Да что говорить, в историческом здании теперь можно часами разглядывать потрясающие экспонаты, отражающие связь Новосибирска с космосом. И каникулы — отличный повод погрузиться в эту таинственную и зовущую к звездам тему.
EUR 92.8137 