Быстро поедешь — медленно понесут
Самая распространенная причина аварий — превышение скорости
Аварийность на дорогах области снижается. И все же травматизм и смертность остаются высокими. Коэффициент социального риска на дорогах области составляет 8,4 погибшего на 100 тысяч населения. По нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» к 2024 году этот показатель необходимо снизить в 3,5 раза, а к 2030 году довести до нуля.
— Это колоссальная работа, — говорит руководитель общественной организации «Форпост» Ирина Морозова. — И выполнить ее мы сможем, только если в корне изменим стереотипы поведения всех участников дорожного движения — и водителей, и пешеходов.
Делать это нужно начиная с детского сада, убеждена Ирина Морозова.
Просто играли на проезжей части
По данным ГИБДД, в 15 процентах дорожно-транспортных происшествий виноваты пешеходы. В половине случае причина — собственная неосторожность пеших участников дорожного движения. Так, в 2019 году 149 ДТП случились из-за того, что кто-то переходил дорогу в неположенном месте. В результате 11 пешеходов погибли. Еще 18 человек, большинство из которых дети, попали под колеса потому, что находились на проезжей части без цели перехода — иными словами, играли на дороге. Всего в прошлом году на дорогах региона пострадали 125 пешеходов-детей.
В группе риска также пожилые люди: 35 процентов погибших пешеходов — пенсионеры в возрасте от 60 до 80 лет. В этой связи Ирина Морозова напоминает о необходимости неукоснительно соблюдать не только правила дорожного движения, но и элементарные правила осторожности, независимо от возраста и статуса участника дорожного движения — водитель ты или пешеход. По ее мнению, все трагедии происходят из-за беспечности, когда человек надеется на авось и пребывает в уверенности, что несчастье может произойти с кем угодно, но только не с ним.
Два миллиона нарушений
И тем не менее в подавляющем большинстве случаев виновниками аварий на дорогах становятся водители. По словам заместителя начальника отдела ДПС, взаимодействия с правоохранительными органами и исполнения административного законодательства УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Александра Огибина, за 2019 год на дорогах области зафиксировано более двух миллионов нарушений правил дорожного движения, из них 77 процентов — камерами видеофиксации. За такое количество нарушений водители заплатили суммарно почти 1,5 миллиарда рублей штрафов.
Кстати, новосибирские водители не очень дисциплинированны на дороге, но штрафы платят исправно: собираемость — 81 процент. При этом 70 процентов нарушителей оплачивают квитанции в 20-дневный срок.
Примечательно, что больше всех нарушений допускают автолюбители — иными словами, владельцы легковушек. В прошлом году они совершили 1 345 ДТП. Профессионалы ведут себя на дорогах гораздо грамотнее. Так, водители грузовиков допустили 135 происшествий. По вине водителей автобусов случилось всего 35 аварий.
Каждое восьмое ДТП — пьяное
Пьяные водители — отдельная и, пожалуй, самая тяжелая тема. Несмотря на то что наказание за езду «подшофе» год от года ужесточается — сейчас за это можно поплатиться не только правами, но и 30 тысячами рублей, — алкоголиков за рулем все равно хватает.
Как рассказал начальник регионального управления ГИБДД ГУ МВД России Андрей Маерчук, по вине нетрезвых водителей в прошлом году случилось 188 автоаварий — каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие. При этом 70 процентов «пьяных» ДТП произошло в районах области. В этих авариях 59 человек погибли, еще 244 получили травмы различной степени тяжести. А всего сотрудники ДПС за прошлый год задержали на дорогах области больше 9 тысяч пьяных водителей.
На федеральном уровне обсуждают законопроект о конфискации транспортных средств у тех, кто повторно попался в алкогольном опьянении за рулем. Закон еще не принят, но Андрей Маерчук его поддерживает.
Во всем виноват водитель?
Еще одна колоссальная для Сибири проблема — содержание дорог. Особенно зимой. За прошлый год специалисты ГИБДД выдали в адрес дорожных служб 10 912 предписаний о неудовлетворительном содержании дорог.
В этом году суммарное количество предписаний может быть еще больше — зима нынче необычайно многоснежная. Больше всего нареканий у граждан — по поводу дворовых территорий и междворовых проездов, особенно в спальных районах. Однако и на городских магистралях иногда бывают ледяные колеи. Между тем ледяная колея — опасная западня для водителя. Машина, если ее выбрасывает из колеи в результате неудачного маневра, теряет управление.
Андрей Маерчук советует водителям быть предельно осторожными на зимних дорогах, так как при любой дорожной обстановке виноватым в ДТП остается тот, кто за рулем: неправильно выбрал скоростной режим, не учел дорожные условия (снегопад, гололедица). По этой причине — выбор скоростного режима без учета дорожных условий — происходит 41 процент аварий.
Комментарии
Андрей МАЕРЧУК, начальник Управления ГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области:
— Начиная с 2012 года аварийность на дорогах Новосибирской области снижается. В 2019 году аварий было на 22 процента меньше, чем в 2018-м. Гибель людей нам удалось снизить почти на 10 процентов, травматизм — на 20. Такой результат особенно значим на фоне ежегодного роста автопарка на дорогах нашего региона. За десять лет численность транспортных средств увеличилась на 40,5 процента.
Ирина МОРОЗОВА, председатель правления Новосибирской областной общественной организации «Форпост»:
— Воспитывать культуру поведения на дорогах нужно с раннего детства. В нашем обществе, к сожалению, ее нет. Очень часто можно видеть такую картину: мама с ребенком перебегает дорогу на красный свет или пересекает проезжую часть не по пешеходному переходу, а там, где вздумается. При таком поведении родителей бесполезно говорить детям о каких-то правилах дорожного движения. Хотя мы, конечно, все равно это делаем — проводим уроки безопасности в детских садах и школах. Я в последнее время частенько наблюдаю, как мама собирается перейти дорогу на красный свет, а сын или дочка школьного возраста ее останавливает. Это радует!
Александр ОГИБИН, заместитель начальника отдела ДПС, взаимодействия с правоохранительными органами и исполнения административного законодательства УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области:
— В последнее время назревает еще одна проблема: участниками дорожного движения становятся владельцы электросамокатов, гироскутеров и тому подобных транспортных средств. Сейчас они приравнены к пешеходам. Между тем электросамокаты могут развивать скорость до 18 километров в час и представлять серьезную опасность. Сейчас в Госдуме обсуждают закон, по которому электросамокаты, сегвеи, моноколеса и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) приравняют к ТС и напишут для них отдельный раздел ПДД.
ЦИФРА
В 2019 году дорожные полицейские Новосибирской области получили 73 новых автомобиля, оборудованных Интернетом, системой ГЛОНАСС, а также медицинской укладкой для оказания доврачебной помощи при авариях. К 2024 году в регион поступит еще 100 таких авто.