От мамонтов до хантов и манси, или Краеведы открывают тайники
Уже целый век Новосибирский государственный краеведческий музей — да-да, в этом году он отмечает 100-летие! — старается максимально обогатить свои фонды интересными коллекциями.
Некоторые из них заставляют удивляться и задаваться вопросом: как все это связано с Новосибирском и областью? Но большая часть экспонатов все-таки имеют самое прямое отношение к нашему краю.
Супруг для Матильды
В древности по территории, где нынче расположена Новосибирская область, бродили стада мамонтов. В Колыванском районе 80 лет назад обнаружили скелет самки. Ученые нарекли ее Матильдой, и она стала визитной карточкой Музея природы. А недавно уже в Чановском районе нашли кости мамонта-самца. Как сообщил директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов, скоро кавалер встанет рядом с Матильдой в открытой экспозиции. А потом, возможно, появится и мамонтенок. Хочется видеть это древнее семейство на фоне растений того времени, чтобы погрузиться в эпоху. Художники по заказу научных сотрудников ведь вполне могут нарисовать такой доисторический фон…
Директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов. Фото Эльвиры НОВИКОВОЙ
Дыхание Африки
А вот коллекция африканских идолов и масок к Новосибирску никакого отношения не имеет. Как объяснил директор, территориальная привязка в музейном деле совсем не обязательна.
— Любой уважающий себя крупный музей должен владеть большими коллекциями. Эту предложил нам приобрести человек, который приехал в Новосибирск из одного африканского государства. И мы некоторые предметы купили — самые интересные, которые наиболее ярко отражают самобытность африканской культуры, — рассказал Андрей Шаповалов. — Средства на пополнение музейного фонда выделяет министерство культуры Новосибирской области. Кроме того, у нас есть и собственный бюджет — мы неплохо зарабатываем, а деньги вкладываем, приобретая редкие, интересные предметы. Новосибирский, по сравнению с музеями Барнаула, Томска, Красноярска, молодой. Но мы догоняем соседей семимильными шагами. Экспозиция создается на основе собственной стратегии. Я горжусь тем, что постоянно собираю коллекции для нашего музея.
Самый большой из африканских экспонатов — черный идол в человеческий рост с чашей в руках. Он якобы является проводником верховной богини. Можно попросить ее исполнить ваше желание. Для этого необходимо положить в чашу подарок для богини — предмет или деньги. К слову, большинство идолов и масок почему-то с суровым выражением — видимо, как и сама жизнь у этих племен. Но есть добрая парочка. Андрей Шаповалов объяснил, что это домовые, которые хранят семейный очаг.
Удачливый директор монетного двора
Не только в археологических и палеонтологических находках, но и в коллекции этнографических предметов, фарфоре, мебели и других экспонатах запечатлена история Сибири. Например, сегодня в музее можно увидеть, как жил один из директоров Сузунского монетного двора Александр Черкасов.
Напомним, что в Сузуне впервые в Сибири стали выпускать денежные знаки Российской империи. Как утверждают специалисты, больше всего монет отчеканили с 1766 по 1847 год. Причем после 1831 года на них появилась надпись «СМ», что означает «сибирская монета». Но эти деньги признавали только в Сибири и на Дальнем Востоке. В Москве, Петербурге и в других губерниях они не имели никакой ценности. С 1781 года Сузунскому заводу разрешили изготовлять обычную общероссийскую монету — для укрепления экономики Сибири.
Семья директора монетного двора Черкасова жила весьма богато по меркам того времени. Дом был обставлен резной дубовой мебелью (скоро она станет частью экспозиции музея «Дом и контора управляющего Сузунским медеплавильным заводом», расположенного на территории комплекса «Сузун-завод. Монетный двор»).
Андрей Шаповалов заметил, что Черкасов был баловнем судьбы. Еще в молодости он работал в геологоразведке, и в одной из экспедиций ему повезло обнаружить золотую россыпь. За это он получил от государства пожизненную пенсию — 1 200 рублей в год. Деньги по тем временам большие. Черкасов мог вообще не работать, но сидеть без дела ему было скучно. Будучи по образованию инженером горного дела, он получил должность директора завода с окладом около 500 рублей.
Балет в Новониколаевске
В краеведческом музее воссоздали и интерьер комнаты балерины. Вот ее спальный гарнитур. На кровати — женское белье. На мгновение мне показалось, что сейчас войдет сама хозяйка. На табличке написано: «Конец XIX — начало XX века»...
Известно, что жители Новониколаевска познакомились с балетом лишь в начале прошлого века. Первый кинотеатр в городе открылся на Базарной площади 15 августа 1908 года, а вот театр, где ставились балетные спектакли, — лишь в 20-х годах. Небольшой новониколаевский балетный коллектив в 1922 году возглавлял Николай Сокольский, который в свое время работал с Сергеем Дягилевым. Костяк труппы состоял из воспитанников студии Пигина-Шамрета. Для массовых сцен приходилось привлекать артистов миманса и хора. Поэтому Сокольский открыл при Сибгосопере балетную студию для молодых артистов и детей, и в первый же месяц в нее записалось более 30 учеников. Уже в первом сезоне поставили и показывали два балета — «Шопениану» и «Сказку о рыбаке и рыбке». Во втором сезоне состоялась премьера «Волшебной флейты».
Ситуация изменилась к лучшему в 1926 году, после приезда в город (Новониколаевск к тому времени переименовали в Новосибирск) группы солистов балета Одесского оперного театра во главе с Екатериной Пушкиной. Она, будучи главным балетмейстером, также исполняла ведущие партии. Первым классическим балетом, поставленным на сибирской сцене, стало «Лебединое озеро».
Духовные покровители — ветер и птицы
В Новосибирском краеведческом музее есть собственная археологическая коллекция.
— В последние пять лет она пополнилась предметами, связанными с культурой тюркских народов Барабы и Кулунды, — рассказал главный научный сотрудник Сергей Росляков. — В курганах были обнаружены элементы конской узды, бляхи и детали поясов воинов-кочевников, изготовленные, скорее всего, в ремесленных центрах Центральной и Юго-Восточной Азии. Впечатляют бляха с головой льва, бронзовое зеркало, которое попало сюда из Китая в VIII–IX веках.
Богатое захоронение VII–VIII веков было обнаружено в 2013 году под деревней Крохалевкой в Коченевском районе. В могильниках — кремированные останки двух молодых женщин, 30 и 35 лет, и трех детей в возрасте от 5 до 12 лет. Там же лежали керамические сосуды, стеклянные и бронзовые украшения, иранские монеты — драхмы, более 200 бронзовых изделий.
А в Верх-Сузуне два года назад экспедиция музея нашла культовые предметы — необычный керамический горшок, обломок ножа с изображением барана, женские украшения из бронзы. В другом месте — там, где когда-то было святилище, — обнаружено более сотни предметов, в том числе культовых: алтарь, выполненный из небольших камней, кости животных и рыб, наконечники стрел, бронзовые украшения, аксессуары, осколки сосудов IV века до нашей эры — III века нашей эры.
— Все предметы связаны с обрядами жертвоприношений божествам, которые совершали таежные племена, — пояснил Сергей Росляков. — Там обнаружили изображения всадника на коне, на медведе, орла, филина, водоплавающих птиц. Сибирские народы ханты и манси считают, что у них крылатые предки. Их духовные покровители — женщина-сова, дух-ветер, человек-птица. Они верят, что шаманы могут превращаться в птиц. Как правило, от раскопок до выставки проходит немало времени, ведь находки требуют реставрации, изучения. Но здесь предметов было много и они хорошо сохранились, так что уже через полтора месяца в Ханты-Мансийске мы устроили выставку «Дети неба».
Главный научный сотрудник Сергей Росляков. Фото Эльвиры НОВИКОВОЙ
Ученый напомнил, что к русским отрядам, которые появлялись здесь время от времени, аборигены относились как к завоевателям. Не желая терять свободу, охотники даже объединились, чтобы защитить свою землю от чужаков, однако противостоять хорошо вооруженным казакам не смогли. Уже в XX веке ханты и манси упорно оказывали сопротивление и красным отрядам, но также потерпели поражение.
ЦИФРА
Более 274 тысяч предметов хранится в фондах Новосибирского государственного краеведческого музея. Ежегодно в выставочных залах показывают не более пяти процентов.