В ожидании чудес... невозможных?
Приближается Новый год, а там и Святки — веселый период с Рождества до Крещенья, когда на Руси было принято веселиться, ходить ряжеными, ну и, конечно же, гадать. Но сегодня магическая индустрия работает без перерыва весь год, а не только во время святочного веселья — колдуны и чародеи всех мастей заполонили медиапространство, и клиентов у них не убавляется, несмотря на все достижения просвещенного XXI века. Почему это так, мы спросили доктора социологических наук Надежду Вавилину.
Можно сказать, что отношение к магии и волшебству в современной России двойственное. С одной стороны, люди, особенно те, кто постарше и получал образование в Советском Союзе, относятся ко всем «чудесам» достаточно скептически. С другой, год от года «магические» силы ведут все более мощное наступление на умы и души людей, причем наступают они по всем фронтам.
По телевизору бьются экстрасенсы, делятся откровениями какие-то непонятные знахари, на страницах газет совершенно открыто предлагают свои услуги целители и гадалки всех мастей, а в топ-50 постов «Живого Журнала» в интернете непременно присутствует астролог. На форумах обманутые жены просят посоветовать ведьму, чтобы та помогла вернуть мужа, а то и отомстить обидчице, причем делают это вполне серьезно. Желая сменить работу, люди обращаются к астрологу, перед походом в поликлинику — к тарологу, а при покупке квартиры — к нумерологу. Одним словом, шабаш. Причем многие из клиентов магических салонов вполне искренне считают себя православными христианами, что и вовсе удивительно — ортодоксальная церковь подобное категорически отвергает и считает грехом.
— Надежда Дмитриевна, с чем связан такой «магический» разгул?
— Действительно, сегодня мы видим, что возникла целая индустрия подобного рода услуг: себя активно рекламируют не только всевозможные маги, чародеи и колдуны, но и потомственные гадалки, экстрасенсы, целители, астрологи, тарологи, тарологи-психологи — перечислять можно долго. И, судя по всему, их услуги достаточно востребованы.
При этом я хочу напомнить, что период, подобный сегодняшнему, в истории России отнюдь не единственный. Нечто подобное наблюдалось и сто лет назад, перед Февральской революцией. Тогда тоже всевозможные магические салоны были весьма популярны, образованные люди занимались спиритизмом и тому подобным.
— Да и совсем недавно, в девяностые годы прошлого века, вся страна тоже лечилась по телевизору и заряжала банки с водой.
— Вот именно. Так что такие эпизоды имеют тенденцию повторяться. И не надо думать, что к гадалкам и колдунам обращаются только необразованные тетки или молоденькие девушки в ожидании счастливого замужества. Проблема гораздо серьезнее, она связана с массовым сознанием и, по большому счету, говорит о направлении развития нашего общества.
Я лично вижу две главные причины массового обращения к оккультизму и других подобных явлений. Но давайте по порядку. Сегодня в социологии, как в науке, есть понимание того, что социологическое время резко ускорилось. Иными словами, сейчас буквально каждый день появляется что-то новое — новые требования, новые представления о мире, новые тренды. То есть мир меняется у нас на глазах, и происходит это достаточно быстро. Поэтому в обществе ощущается резкий недостаток знаний о будущем. Люди чувствуют себя неуверенно в стремительно меняющемся мире и хотят получить эту информацию хотя бы из уст гадалки или прорицателя. А если есть спрос — значит, будет и предложение. Кстати, как я уже говорила, нечто подобное было и перед революцией, и в девяностые годы, и причины были теми же самыми.
— Это первая причина. А вторая?
— А вторая заключается в том, что сегодня идет процесс индивидуализации поведения. Хорошо это или плохо, но времена, когда за нас все решали партия и правительство, миновали, причем, похоже, безвозвратно. Сегодня человек все должен решать сам — где ему учиться, где и кем работать, брать ли ипотеку в банке, в какой детский сад отдавать детей, и так во всем, вплоть до разборок с управляющей компанией по поводу текущих труб. Для некоторых это непосильный груз. Решение надо принимать лично тебе, а так хочется на кого-то опереться.
Индивидуализация поведения противоположна солидаризации, когда люди многое делали сообща и жили с оглядкой друг на друга — как все, так и я. Тогда обратиться к кому-то за помощью не считалось чем-то зазорным, это было вполне нормальным. А сегодня даже за солью к соседям ходить как-то не принято. Модель поведения «все делают, и я тоже» сегодня не подходит — можно очень здорово пролететь. По сути дела, опереться можно только на самого себя, на собственные силы, таланты и умения. А это сложно. Поэтому в обществе такой интерес к ведьмам и гадалкам. Кстати, социологи и психологи тоже частенько смотрят в эту сторону. Но не потому, что хотят узнать будущее или получить магическую помощь, а чисто с исследовательским интересом. У меня, например, любимое чтение — детективы, именно потому, что там, как правило, социологические и психологические типажи представлены как на ладони.
— А не кажется ли вам, что интерес к потустороннему связан с тем, что люди в общей массе стали менее образованны? Ведь сегодня некоторые выпускники вузов не знают элементарных вещей из физики, химии, биологии, а некоторые и вовсе считают, что Земля плоская.
— Нет, я так не думаю. С образованием сегодня все хорошо, учат нормально. Вот только картина мира у современных людей складывается несколько по-другому. Справедливости ради стоит отметить, что плохие образовательные программы, неудачные методики и некомпетентные преподаватели были во все времена.
Образование сегодня другое. Если раньше всех учили одинаково, что называется, под одну гребенку, да еще практически не оставляли места для критического мышления, иначе говоря, все раскладывали по полочкам, то сегодня люди конструируют свое образование сами. То есть они изучают лишь то, что считают нужным изучать. Такой человек может знать и понимать очень сложные вещи, но при этом не знать чего-то банального. Хорошо это или плохо, но это есть.
— Скоро Рождество, в это время на Руси было принято гадать. А вы никогда не принимали участия в гаданиях, хотя бы в шутку?
— Раз уж зашла об этом речь, то я по гороскопу Дева. А все Девы, как известно, прагматики и рационализаторы. Мы совершенно не склонны к мистике, а вот к типологизации и рационализации мы, наоборот, очень склонны. Можно верить или нет гороскопам, возможно, это не более чем совпадение, но в отношении меня это действительно так. Так что я гаданиями никогда не занималась. Но праздники есть праздники, и каждому хочется верить в чудо. А, собственно говоря, почему бы и нет?
ДОСЬЕ
Надежда ВАВИЛИНА
Историк и социолог, ректор Нового Сибирского университета, заведующая кафедрой Сибирской академии государственной службы, доктор социологических наук, кандидат исторических наук.
Участвовала в создании народного университета под названием «Продленная зрелость» для проживающих в Новосибирской области пенсионеров и инвалидов. Воплотила в жизнь проект «Клиника психического здоровья»: консультация для детей, родителей и семей, которые имеют сложности с общением и коммуникацией.